чтобы сделать такую программу эмоциональной, не сухой, чтобы захватить и создать нужный подъем. Культпоход некоторых наших организаций на село по вопросам перевыборов советов (Запорожская организация—см. № 8 «Рабиса» и др.) этот опыт достаточно обогатил.
Есть уже и застрельщики культпохода за урожай. Члены Ейского союза организованной колон
ной с оркестром музыки двинулись в ближайшую приморскую избучитальню, где состоялось собра
ние-смычка хлеборобов-бедняков и батраков приморского района и работников искусств. Доклад
чик нарисовал пред собравшимися крестьянами цель и задачи похода за урожай, после чего со
стоялся оживленный обмен мнений. Собрание подогрело интерес к захиревшей было работе
сельхозкружка при избе-читальне, включив требование об оживлении работы этого кружка в резолюции по инициативе и настоянию самих хлеборобов. После собрания был дан концерт.
Пусть примеру скромного Ейского союза последуют и другие более крупные организации на
шего союза, имеющие возможность еще шире и разнообразнее развернуть кампанию.
«Каждой профорганизацией на каждом предприятии, а также всеми шефскими организациями должны быть выработаны конкретные мероприятия по содействию посевной кампании, исходя из местных условий и возможностей».
Эти строки письма ВЦСПС о весенней посевной кампании должны запомнить и провести в жизнь все организации Рабиса.

РЕЖИССЕРЫ УКРАИНЫ ОБ УКРАИНСКОМ ТЕАТРЕ.

Наш приезд в Москву мы считаем фактом большого значения. Мы, украинские режиссеры, пре
красно знаем и ценим работу русских товарищей. Московские театры ежегодно бывают у нас на Украине. А что знают русские товарищи о нашей работе? Мы считаем вполне своевременным опять поставить в порядок дня вопрос о регулярном обмене нашим опытом с русскими театрами. Нужно организовать в Москве гастроли лучших театров всех национальных республик. Только показом спектаклей этих театров в Москве, можно будет ознакомиться с действительным положением на театральном фронте в национальных республиках [1)].
Очень плохо, что центральные русские театральные журналы, которые имеют у нас на Украине прекрасный тираж, очень мало, а то и вовсе не уделяют места вопросам строительства националь
ных театров. На Украине сейчас нет ни одного специального театрального журнала и таким образом наша работа проходит без всякого отражения
в специальной печати. И, наконец, вполне своевременно и актуально стоит вопрос об организации украинского театра в РСФСР. Те «украин
ские», с позволения сказать, труппы которые странствуют по РСФСР являются дисквалификацией, а не репрезентацией украинского театра. Они до сих пор играют старый, так называемый, «малорусский» репертуар.
Еще один очень острый и больной вопрос— уже к драматургам, главным образом, и отчасти, к режиссерам. Почему во всех пьесах, где есть ук
раинец, вы изображаете его дураком, идиотом и даже бандитом? Почему?
Теперь о нашей работе.
Завед. худчастью и режиссер Харьковского украинского рабочего театра В. С. Василько.
Я руковожу Харьковским краснозаводским театром. Наш театр расположен в районе крупных заводов и основной его задачей является обслу
живание рабочего, политическое и культурное его перевоспитание, ознакомление с украинской куль
турой и привлечение пролетариата к активному участию в строительстве театра. Театр работает всего только второй год. Первый сезон работать было очень трудно, но этот сезон уже дал такие
результаты, что можно быть вполне уверенным в дальнейшем процветании этого театра. Труппа составлена, главным образом, из актеров средней
возрастной группы (Гаккебуш, Горская, Горленко, Маслючеико, Петлишенко, Маяк, Крамаренко, Ильченко, Гарник, Твердохлеб, Домашенко, Волошин).
Свой театральный стиль (если нам можно уже говорить о стиле) мы определяем, как конструктив
ный реализм. Строительство театра и нахождение
своего лица у нас на Украине происходит не в таких выгодных условиях, как в московских теат
рах. Мы не имеем такого количества теанаселения и принуждены давать большое количество премьер (9 за сезон). Эго количество снижает качество на
шей продукции и мы не имеем возможности так отшлифовывать свои постановки, как это делают московские театры.
Кроме производственной работы по подготовке очередных постановок, в нашем театре ведется большая студийная работа по линии воспитания молодняка и поднятию квалификации мастерства нашего актера. При театре работает под моим руководством режиссерская лаборатория в составе 18 человек, где наши товарищи практически учатся работе режиссера.
В. ВАСИЛЬКО.
[1)] Этот вопрос редакции вашего журнала уже
поднимала в № 44.