Художественный руководитель Киевского гос
драмтеатра им. Франка Гнат Юра.
Возглавляемый мною Госдрамтеатр имени Ив. Франка, работающий в Киеве в продолжении 3 лет, является одной из самых старых театральных организаций, строящих украинскую художе
ственную культуру в продолжении почти 10 лет. Официально театр организовался в 1920 г., а фак
тически начал работать еще в октябре 1919 г. За 10 лет работы, театр им. Ив. Франка провел большую углубленную работу, как в смысле приобще
ния широких рабочих и селянских масс к культурным достижениям театра, так и в смысле овладения новыми способами сценического выражения, изыскания новых форм на театре. Новому украин
скому революционному театру пришлось работать много, упорно, мучительно, строя и новые формы спектакля и способы его выражения. Были ошибки, но были и большие достижения. Я сейчас не могу говорить о всех украинских театральных органи
зациях, их очень много и каждая из них делает большую культурно-художественную и политиче
скую работу. Для этого нужно было бы значи
тельно расширить рамки журнальной статьи, но это и не входит сейчас в мои задания. Я хочу остановиться исключительно на работе театра им. Ив. Франка и то за последнее время (пребывание в Киеве), так как работа этого театра и история его возникновения уже до известной степени известна работникам искусств.
Говоря о работе театра им. Ив. Франка, считаю нелишним напомнить о той художественной позиции, которую занимает этот театр в украинской театральной жизни. Хотя позиции его доста
точно определяются самой продукцией театра, но все же для более точной ясности и четкости считаю весьма нужным подчеркнуть некоторые моменты, имеющие большое принципиальное значе
ние. Прежде всего театр им. Ив. Франка является театром пролетарским, революционным, глубоко проникнутым пафосом социалистического строи
тельства и вместе с тем театром органически украинским по своей природе, традициям и куль
турному мировоззрению. Формальная платформа— условно-реалистическая. В области овладения формой театром проделана большая исследовательская, экспериментальная и тренировочная работа.
Репертуар театра составляют, главным образом оригинальные украинские пьесы, но вместе с тем большое внимание обращено на пьесы русских и иностранных авторов.
В репертуаре прошлых сезонов заняли очень прочное и заслуженное место из оригинальных пьес: «97» Кулиша, «Любовь и дым» Днепровского, «Вий» Остапа Вишни, «Лисова писня» Леси Украинки; из русских «Мятеж», из классических «Сон в летнюю ночь
и др. В настоящем сезоне прошли: «Похождения бравого солдата Швейка», «Над», «Митька на царстве», «Сигнал».
Событием текущего сезона была постановка «Швейка», как в смысле толкования самой пьесы, так и в смысле ее художественного оформления.
Эта постановка послужила большим сдвигом в смысле формального продвижения театра.
О работе украинск. театра пролетарские массы РСФСР или мало или почти ничего не знают. По нашему мнению было бы рационально нала
дить систематический обмен республиканскими театрами и тем самым дать возможность проле
тарским массам РСФСР ознакомиться с культурными достижениями других национальностей.
ГНАТ ЮРА.
МОСКВИЧИ НА УКРАИНЕ.
Делегатское собрание работников Московского Большого и Экспериментального театров заслушало 4 января до
клад т. Толкачева, ездившего как представитель указанных театров, на октябрьские торжества в Харьков с об
щемосковской профсоюзной организацией. Отметив радушную встречу московской делегации украинским пролетариатом, т.
Толкачев указал, что сравнительно с другими профсоюзами местные отделы Рабиса в этой встрече отставали.
Делегатское собрание обратилось к Мосгубрабису с просьбой передать горячий братский привет Украинским ра
бочим и благодарность за их радушный прием, оказанный профсоюзной делега
ции. Кроме того, делегатское собрание считает необходимым в будущем практиковать взаимные посещения трудя
щимися братских Республик для обмена опытом работы и знакомства членов
профсоюза с взаимными достижениями и просит Мосгубрабис поставить вопрос перед МГСПС о приглашении рабочих Украины в Москву ко дню 1 мая.
Делегатское собрание находит необходимым в будущем увеличить в делега
циях число представителей Всерабиса и просить ЦК Всерабис поставить вопрос о том, чтобы в дальнейшем местные отделы Рабиса принимали бы более энер
гичное участие во встрече делегаций и проведении празднеств наравне с другими профсоюзами.