НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ТРУЖЕНИКОВ ЗАКУЛИСЬЯ!

Суфлер Грозненского драмтеатра Дмитревский за работой.
Разве важно в каком это городе было... Конечно, нет!
Почти по всей провинции теперь рабочие театры делают выезды со своими постановками в районные клубы...
Почти всюду теперь идут пьесы не менее как в 12 картин и 30—40 участников. И вся заслуга административного и режиссерского состава в том, чтобы получше оформить эти выезды. Предоста
вить средства передвижения, оборудование сцены, минимальные удобства для актеров и максимальную быстроту смены картин, чтобы не утомлять антрактами зрителя.
Отюда феерические «чистые перемены», когда в полминуты монсостав творит замысловатую переконструкцию сценической площадки, от кото
рой пыль валит столбом. Она не успевает осесть, когда дается уже занавес и очередной эпизод пьесы идет в полосе пыли, как бы в луче про
жектора. И как избежать ее, эту пыль, когда приходится расстилать или убирать театральный
ковер? Или, когда неосторожный помреж задумает оживить клубную сцену клубной же «мягкой мебелью»!..
Помню случаи в одном из районных клубов.
Услужливое правление к приезду рабочего театра постаралось теплее протопить уборные ар
тистов. Когда же приехала труппа, то ее местком
и охрана труда составили акт о том, что уборные слишком тесны и от жары ползет с лица грим...
Конечно, срочные меры были приняты...
Но никто — ни охрана труда, ни правление клуба не взглянули на будку суфлера.
Даже взволнованные актеры не вспомнили о своем «друге» и «спасителе». И он принужден был лезть в грязную будку и сидеть согнувшись в три погибели... Свет был проведен неправильно и резал глаза... Не было воды, чтобы промыть забитое пылью горло...
Разве важно где это было? Конечно, нет!
Разве не везде в клубах грязные, неудобные и неправильно построенные суфлерские будки?
Разве не везде в клубах и театрах суфлер не имеет выхода во время «чистых перестановок» и вынужден глотать пыль ковра, мебели и топота добрых пяти десятков ног?..
***
Не важно в каком, городе, но нашлась охрана труда, которая обратилась к хозяйственнику:
— Необходимо в дело привлечь второго суфлера... У вас один несет трудную работу и по
лучает грошовый оклад!.. Оклад, который не дает ему возможности ни думать о своих неудобствах, ни устранять их.
Хозяйственник... Славный он был товарищ и сразу понял положение.
Он понял, что нужно ограничить работу суфлера какими то пределами. Понял, что при 24, а иногда и 27 спектаклях необходимо иметь двух суфлеров, но у него не было никаких оффициальных указаний на этот счет.
— Не могу!.. Не могу ничем помочь... Дайте мне положение, где было бы сказано, что нужен
второй суфлер, что его труд вредный и нуждается в льготах, и я сделаю все...
Охрана труда призадумалась... А хозяйственник добавил:
— Наш же суфлер работает и молчит!..
Работает и молчит!.. подумала охрана труда,— совсем как лошадь у горьковского Пепла.
— Возит и молчит!
И. КАЗАРОВ.
Грозный.
Вопрос о помрежах промелькнул «вскользьв двух номерах «Рабиса», на него мало отклик
нулись, а затем и ... забыли совсем. А вопрос большой важности, о нем нужно поговорить, его необходимо разрешить. Известно-ли, например, что работа помрежа с трудом укладывается в 15—16 час.!? (Я говорю о помрежах провинции и сейчас это докажу). Известно ли что помрежи за колоссальную работу, вконец подрывающую здоровье, получают 60—70 руб. При назначении утренней репетиции в 10 час., помреж должен
явиться на 1/2 часа ранее, натаскать на сцену мебели со всего театра (не во всяком провинци
альном театре есть достаточный штат рабочих это раз, а затем не каждого рабочего можно заставлять работать больше 8 час., а помрежа по
установившейся «традиции» можно). Началась репетиция. Помреж работает; кончился акт — актеры отдыхают, а помреж обставляет следующий акт. Обставил—звонит и начинается следующий и так до 3 час. дня. Прибежав домой, помреж обедает и одновременно работает, чтобы до 6 ч. сделать как можно больше, так как в 6 ч. ему нужно быть уже в театре — готовить спектакль, а затем и вести его до 12—1 часа ночи, ни мину
ты не отдыхая, помогая и рабочим и реквизитору (или их мало, или они неопытны, это закон про
винции). Канцелярская работа помрежа: сценарии, монтировки, выписка на костюмы, парики, рекви
зит, освещение, музыка, дача черновых программ, дача заказов художнику, бутафору. В провинции все это зачастую делает помреж безраздельно, режиссеры или осматривают только с высоты птичьего полета или кричат, не помогая, отрукиже, как правило, заняты выдачей контрамарок в своих кабинетах с надписями «без доклада не входить». А спектаклей в месяц—26, это если