нет утренников, а то «догоняют» и до 28.
Быть может помреж отдыхает в понедельники! И это неправда. Во-первых понедельники, к со
жалению, часто занимаются и утром и вечером репетициями (ведь надо загонять репертуар, осо
бенно мелкой провинции, где пьеса больше 2 раз не идет), а во-вторых, если и окажется «свобод
ный» понедельник, то его стараешься использовать для работы в «спокойной» домашней обстановке для тех же сценариев.
Теперь нужно сказать еще и о том, что помреж, как правило, почему-то узаконенное последним временем, должен непременно являться и ак
тером, без чего не попадешь в дело. И занимают помрежа почти в каждой пьесе. И он, бедняга, будучи нагружен своей непосредственной работой, должен успеть и роль учить и гримироваться,
а порой и перегримироваться, и в то же время вести спектакль. Ну, а если помреж на грех акти
вист, тогда совсем беда: быть ему на обществен
ной работе. Ведь «большие» актеры работать в этой отрасли «не могут», а режи всегда отговорятся «перегрузкой».
Необходимо срочно и совершенно точно выявить обязанности помрежей, установить их рабочий день. Не допускать при ежедневных спектак
лях работы одного помрежа, а обязывать отруков непременно приглашать двоих. Положить конец обременительному совместительству с актерством или допускать его с повышенной ставкой, отмечая особую квалификацию таких помрежей-актеров.
ПОМРЕЖ.
Уральск.

МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ТЕАТРОВ ПРОВИНЦИИ.

Таганрогский театр драмы, присоединяясь к выводам тов. Артакова («Рабис» № 50) о том, что ориентация на рабочего зрителя помогла театрам выравнять свои бюджеты, что кассы-перед
вижки в этом деле смогут играть не малую роль все-же считает, что в городах, где есть крупные предприятия с большим количеством рабочих —
целесообразней не устраивать кассы-передвижки, а стараться продавать спектакли целиком одному предприятию-союзу.
Конечно, большая доля в «секрете» завоевания театром массового зрителя лежит в приближении театрального билета к зрителю. Немалую роль играет снижение цен и кредит. По второму вопросу в части кредита Таганрогский, например, театр взял на себя инициативу кредитовать предприятия, союзы и это дало хорошие результаты.
Сами союзы и фабзавместкомы, не имея средств в своем распоряжении, не могут кредитовать своих членов. Вот здесь то и обязательно чтобы данный спектакль продать однородному союзу или не больше двух-трех объединенных вместе (закрытые спектакли).
Чтобы вовлечь союзные низовые ячейки в покупку спектаклей, наш театр в прошлом сезоне начал продавать спектакли без гарантии, но с условием (по договору), что за два-три дня до спек
такля оставшиеся непроданными билеты возвращались в кассу театра для дальнейшей продажи.
В нынешнем сезоне театр пошел дальше, он стал давать кредит и это увеличило круг покупателей спектаклей.
Не малую роль сыграло и понижение цен. На открытый спектакль средняя стоимость билета в на
шем театре—1 р. 5 к., а на закрытый — 631/2 к. Кроме того, театр ввел еще новое в этом сезоне мероприятие: организация, купившая спектакль по такому способу, помимо избавления от материаль
ного риска, еще компенсируется театром 2% с суммы вырученной от проданных билетов.
Все же и при таких условиях театр в провинции чувствует затруднения. Организация сезона наспех, без подготовки декораций во время, недостаточная вместимость сцен, а отсюда — переработки техперсоналу и проч.
Следует еще отметить, что провинциальный театр задыхается от громоздких пьес, которые пишутся авторами зачастую без учета провинциаль
ных сценических возможностей. Только благодаря героическим усилиям удается провинциальному театру «поднимать» такие пьесы. Не мешало бы драматургам учесть это.
Н. КОЧЕРГИН.
Таганрог.
Семипалатинский драмтеатр. „Волчья тропа“. (Постановка М. Д. Троянова). Слева направо: Лихачев — Уразов, Медведева—Даша, Улитин—Филин, Загаров—Нелин, Ев
геньева—Ольга, Орлов—Троянов, Вадецкая — Ставская. Свободин—Слетов.