ЧТО ПИШУТ КОМПОЗИТОРЫ. С. Н. ВАСИЛЕНКО.
Композитор С. Н. Васи
ленко о своей работе сообщил сотруднику «Рабиса» следующее:
Мною только что окончатель
но закончена обработка и пе
ределка «Сына Солнца». Это — опера в 4 актах (9 картинах), на сюжет М. Гальперина (не по роману Джека Лондона).
Она написана нами в полном контакте. Сю
жет оперы взят из времени боксерского восстания в Китае в 1901 г. Дочь американского по
сла Аврора влюбляется в одного из виднейших вожаков восставших — Ляо-Сина (Сын Солнца). Он отвечает ей взаимностью. Боксеры (Большие Кулаки) обвиняют его в измене и приговаривают к смерти: он отравляется. Аврора уходит в народ. Восставшие китайцы нападают на европейские посольства.
Опера задумана бы год назад и вчерне была закончена к маю прошлого года, когда и была принята дирекцией Большого театра. Сейчас мною, а также либреттистом сделаны некоторые переделки, при чем опера значительно усилена в идеологическом отношении. Кроме того введены музы
кальные интермеццо между картинами одного акта. Введены новые танцы — в частности в картине в американском посольстве. Опера идет без увер
тюры. Занавес открывается при первых же тактах. Опера идет в постановке т. Шарашидзе. Художник Макаров, которым уже закончены ма
кеты декораций и эскизы костюмов. В главных ролях заняты: Степанова, Пирогов, Жуковская, Барышев, Садомов и др.
В настоящее время я занят разработкой русских песен: я заканчиваю сюиту из русских песен, каждая часть которой представляет законченную картину—свадьба, хоровод, пляска и т. д. Сюита эта пишется для одного голоса, в сопровождении
фортепиано, скрипки, гобоя и балалайки, с таким рассчетом, чтобы она легко могла исполняться не только в провинции, но и в каждом клубе. К этой работе я подошел не этнографически, а художе
ственно композиторски, т. е. взял основную тему и разработал ее в своем композиторском стиле, точно таким же образом, как я делал свои восточные мелодии. Первое исполнение сюиты предполагается в марте в камерно - композиторском кон
церте. Одновременно с этим я пишу большое симфоническое произведение для великорусского оркестра (им. Андреева), также в русском стиле, без определенной программы. По характеру это нечто вроде концерта для балалайки.
Упомяну еще об одной из моих последних работ — балете «Лола», на сюжет Голейзовского, из испанской жизни XVIII столетия, изображающем столкновение крестьянства с преследующим его правящим классом. «Лола» предполагается к постановке в будущем сезоне в Ленин
граде. Испанские танцы из «Лолы» я аранжировал сейчас для трио, фортепиано, скрипки и виолон
чели, и они будут исполнены московским трио в своем концерте. Кроме того мною написано спе
циальное адажио для балета «Карнавал», идущего сейчас во 2-ом ГОТОБ‘е на мою же музыку к неосуществленному постановкой балету «Нойя».
Думаю приступить к сочинению новой оперы. Но точного плана ее еще не выработал. Есть у меня очень удачный современный сюжет и для оперетты.
Все мои последние произведения отличаются приближением к реальной жизни. В них совершенно отсутствует мистический элемент, который часто имел место в моих прежних произведениях. Сей
час меня очень интересует изображение в музыке не только реальной, но и современной жизни. Для этого, с чисто технической стороны у меня заду
ман ряд новых музыкальных приемов. В смысле звучания оркестра и хора у меня задуманы новые методы оркестровки, которые я применяю сейчас в моем творчестве.
КОНЦЕРТНАЯ НЕДЕЛЯ.
Очередной симфонический концерт Софила под управлением Л. П. Штейнберга предста
вил интерес удачным подбором произведений. Прежде всего это относится к симфонии до-минор Глазунова, ибо у нас совершенно незаслу
женно мало исполняют этого крупнейшего мастера. Симфония эта до сих пор полна очарования, осо
бенно в средних частях; несколько схематичнее финал, но в общем жизнерадостные и монументальные звучания Глазунова безусловно со
временны. Хорошо бы включить в программы Софиловских концертов Восьмую Симфонию, Пятую, Четвертую и фортепианный концерт Глазу
нова. Кроме симфонии, в концерте впервые за большой промежуток времени был исполнен пианистом Романовским второй концерт для фортепиано Чайковского.
Чрезвычайно интересный симфонический концерт был дважды повторен в колонном зале Дома Союзов для рабочих под управлением нар. арт. В. И. Сука. Являясь вообще первокласснейшим мастером дирижерского искусства В. И. Сук концерты провел с чисто юношеским подъемом и сумел зажечь рабочую аудиторию, хотя программа (русские авторы) была достаточно серьез
ной. Солисткой с большим успехом выступала Е. К. Катульская.
К. КОРЧМАРЕВ.