И. МИХАЙЛОВ Первая всесоюзная конференция

ПО НАУЧНОЙ ФОТОГРАФИИ

С 24 по 29 ноября 1932 г. в Ленинграде состоялась первая всесоюзная конференция по научной фотографии.
Конференция имела задачей подытожить состояние фотографической науки в СССР в настоящий момент и наметить перспективу буду
щих исследовательских работ. Другой задачей было ознакомление фотопромьгшлениюсти и ква
лифицированных потребителей фотопродукции с достижениями советской фотоиауки и получение от них специального заказа для дальнейших исследований.
Большое значение поставленных задач, а также созыв конференции в чрезвычайно ответственный момент-—на рубеже двух пятилеток—вызвали большой интерес среди работников советской фо
тографии, и вместо ожидавшихся 200 делегатов на конференцию съехалось свыше 350.
Стремление охватить все важнейшие отрасли фотографической науки и промышленности заставило устроителей конференции несколько пере
грузить ее. В течение пяти с половиной дней пришлось заслушать свыше 30 докладов, не 1рчитая целого ряда оргвопрооов.
Но несмотря на этот дефект конференцию все жа следует считать удавшейся как в смысле эффективности работы, так и полноты охвата всех заинтересованных организаций.
С докладами, помимо представителей различны? научных учреждений, выступали также представители промышленности.
Ведущими организациями как ,в смысле численности делегаций, так и по числу докладчиков явились Государственный оптический институт, НИКФИ (Научно-исследовательский кино-фотоинститут) и Химический инст. им. Карпова, за ними идет ФОКХТ.
В оживленных дискуссиях по докладам наметился тесный контакт промышленности с на
укой, позволяющий возлагать большие надежды на успешное завершение начатой реорганизации советской фото-кинопромышленности на научных основах.
Подведение итогов советской фотонауки констатирует, что последняя идет в ногу с мировой наукой.
Нет возможности перечислить все вопросы, затронутые конференцией. Остановимся лишь на главнейших. Их можно свести к следующим группам.
Состояние и перспективы развития фото-кинопромышленности в СССР.
Сырье для фотопромышленности: фотожелатина, кинопленка-основа, фотобумага.
Теория скрытого /изображения.
Теория и практика изготовления фотографических эмульсий. Сенситометрия.
Сенсибилизация.
Теория пронзительного процесса и обработка светочувствительных материалов.
Цветная фотография и кинематография. Диазотинное изображение.
Фото-киноаппаратура и оптика.
Доклады о фотографическом сырье.
Деловая часть конференции открылась обширным докладом управляющего ФОКХТ А. Я. Гр у- з а.
Тов. Груз обрисовал задачи фотографии в социалистическом обществе и набросал перспективный план развития советской фотопромышленности. Доклад был иллюстрирован цифровым материалом, характеризовавшим степень выполнения первой пятилетки и утвержденную Госпланом вторую фотопятилетку.
Из обширного цифрового материала следует привести несколько цифр, характеризующих развитие фотопромышленности в СССР:
В связи р расширением промышленности докладчик охарактеризовал состояние проектных работ, строительства, реконструкции и кадров.
Серия докладов ио сырью открылась докладом сотрудника ГОИ (Г. П. Фай ер май а на тему «Фотожелатина как сырье для фотографической промышленности».
Докладчик сделал прекрасный обзорный доклад ведущихся в СССР работ по исследованию фотожелатины. Последняя, являясь основным сырьем промышленности, в то же время остается малоизученным материалом. В руках исследователей пака имеются лишь разрозненные экспе
риментальные данные, не позволяющие построить ясную картину воздействия желатины на светочувствительные кристаллы галоидного серебра.
Докладчик выдвигает ряд проблем, требующих особого внимания исследователей. Особенно он обращает внимание на установление точной ме
тодики определения изоэлектрической точки, на изучение явлений вязкости, поверхностного натяжения, набухания, адсорбции и др.
Наряду с длительным и глубоким изучением природы желатины докладчик также рекоменду
ет развивать работы производственного характера, позволяющие разрешать ряд технологических проблем, связанных с изготовлением высококачественного продукта. Подробные исследования желатины в настоящее время ведутся в ГОИ.
НИКФИ, НИИ ОМПК, на желатиновом заводе им. Карпова.
Проф А. И. Рабинович доложил о работах по желатине, выполненных в коллоидной ла
боратории НИКФИ. Из них следует отметить уточнение методики исследования желатины (точки плавления и застуднения, рН, изоточки).
В. А. Б е к у и о в информировал конференцию о работах по желатине, выполненных в техно
логической лаборатории НИКФИ, а именно об опытах определения фотографической активности химическим путем, об исследовании влияния гидролизированной желатины и отдельных продук
тов гидролиза на качество эмульсии; об опытах замены животной желатины рыбьей.