Ошибки „Фотохудожника“

Студия «Фотохудожник», являющаяся крупнейшим фотографическим издательством в стране, до последнего времени си
стематически отставала от жизни. Целый ряд важнейших политических изданий, имеющихся в тематическом плане «Фотохудожника», задерживался на долгое вре
мя в редакционном портфеле, не выходил в установленные сроки или выходил с недопустимым опозданием.
К 20-летию Красной Армии и Военно- Морского Флота «Фотохудожник» подготовил серию «Рабоче-Крестьянская Красная Армия и Военно-Морской Флот СССР». Материал, который вошел в серию, не но
вый, он находился в распоряжении «Фотохудожника» задолго до юбилея. И тем не менее издание, которое можно было выпу
стить в свет своевременно и разослать в отдаленные пункты Союза, настолько за
держалось в производстве, что первые экземпляры серии поступили в продажу лишь к 15 февраля, т. е. за несколько дней до годовщины.
Та же неповоротливость студии сказалась и в выпуске важнейших подборок: «В. И. Ленин» (первый тираж серии посту
пил в продажу 21 января), «Парижская коммуна» (серия вышла в свет 9—10 мар
та). Актуальнейшая серия «Первая сессия Верховного Совета СССР» оказалась по
просту замаринованной. Можно привести еще немало примеров, когда студия «Фотохудожник» плелась в хвосте событий.
«Фотохудожник» издает периодический орган «Фотогазету». И с этим изданием неблагополучно — «Фотогазета» выходит с таким опозданием, что подчас непонят
но, почему она называется газетой. Не спасает положения и выпуск сдвоенных номеров. В таком виде «Фотогазета», естественно, перестала быть оперативным органом, боевой политической фотохрони
кой, а превратилась в выставку по боль
шей части случайных архивных фотоснимков, приуроченную к различный датам. Не
удивительно, что многие крупнейшие политические события в жизни нашей страны не получали своевременного отображе
ния в «Фотогазета». Бывшее руководство «Фотохудожника» (тт. Ройзен и Веремейкин) вместо решительной борьбы за ликвидацию этих ненормальностей и превращение «Фотогазеты» в подлинный оперативный орган, строящийся на материалах
сегодняшнего дня, пошли по пути наименьшего сопротивления, превратив номе
ра «Фотогазеты» в обычные передвижные фотовыставки, лишенные принципиальной политической направленности и рассылаемые подписчикам от случая к случаю.
Тематический план «Фотохудожникасоставлялся делячески, формально. Практи
чески издательская деятельность студии шла самотеком. В 1937 г. «Фотохудожник» издал 16 серий, из них по тематиче
скому плану вышло только 7 серий (5 переходящих с 1936 г. и 2 новые), а 9 се
рий вышли вне плана. За пять месяцев 1938 г. из 7 вышедших серий только три вышли по плану. Имевшаяся в плане се
рия «К. Маркс и Фр. Энгельс» не вышла
ни к 120-й годовщине рождения, ни к годовщине смерти К. Маркса; подборка
«М. Горький» поступила в продажу после того, как вся страна отметила 70-летие со дня рождения М. Горького; подборка «Белинский» не вышла к 90-летию смерти великого критика и т. д. К выборам в Вер
ховные Советы союзных и автономных республик не вышло и не было подготовле
но ни одного издания, хотя в плане они
имелись. Зато вышли в свет «Собачкипрачки», «Три приятеля», «Счастливая смена», ряд фотоснимков театральных постановок и т. д.
Основные причины неприглядной работы «Фотохудожника» коренятся в его нечет
кой организационной структуре. Отсюда безответственность и самотек во всей редакционно-издательской деятельности сту
дии, бесплановость, «авралы», возведенные в метод работы.
Выступавшие на недавнем активе «Фотохудожника» работники правильно ука
зывали на бесплановость как на коренной недостаток в работе студии. «Мы, — говорили они, — работаем стихийно». Темати
ческий план, сроки изданий составлены по случайным признакам, график работы не являлся строго обязательный для выполнения, План «Фотохудожника» не устанавливал даже точных календарных сроков выхода изданий.
Бывшие руководители «Фотохудожниказабывали в практической работе, что сту
дия — редакционно-издательская организация. Редакционный план, — пусть даже, не лишенный крупных недостатков, — был составлен, но ничего не было сделано, что