О качестве бильдпередачи
В статьях и заметках, печатавшихся в нашем журнале, неоднократно отмечалось, какое исключительное значение в советском фото
репортаже имеет «преодоление расстояния»— оперативная доставка в редакцию фотоснимков, иллюстрирующих одну из наиболее актуальных политических тем, которыми еже
дневно живет наша страна. Отмечалось, что такие снимки не могут отставать от радиоте
леграфных сообщений ТАСС и должны итти в цинкографию одновременно и, вернее, даже раньше того, как направляется в набор со
ответствующий текстовой материал (на обработку снимка и изготовление клише требует
ся гораздо больше времени, нежели на набор статьи или заметки). Приводилось немало примеров того, как советский фоторепортаж неоднократно и блестяще решал задачу оперативности при помощи авиации, при содей
ствии доблестных летчиков нашего военного и гражданского воздушных флотов.
В доставке негативов в Москву с дальнего севера, с далекого юга, с Кавказа или из
среднеазиатских союзных республик наша славная авиация играет исключительное значение, но ее роль в обеспечении опера
тивности фоторепортажа оказывается далеко не исчерпывающей. Негативы оперативно до
ставлены в Москву, с них сделаны отпечатки для центральных и московских газет, и зав
тра эти газеты иллюстрируют сообщения ТАСС яркими свежими фотоснимками собст
венных корреспондентов. Это хорошо, это большое достижение по сравнению с тем уровнем, на котором находился фоторепортаж всего год-два тому назад. Но это еще не окончательное решение задачи, так как кро
ме центральных и московских газет у нас в стране имеется огромное количество респуб
ликанских и областных газет, выпускаемых огромными тиражами, пользующихся боль
шой популярностью среди масс трудящихся и вовсе не желающих отставать в темпах своей работы от центральной прессы. Они — эти газеты — настоятельно и вполне законно требуют, чтобы снимки, оперативно до
ставленные в Москву, не менее оперативно
были направлены им — в Ленинград, Киев, Тбилиси, Ташкент и т. д. Они желают опуб
ликовать эти снимки также одновременно с сообщениями ТАСС. Чтобы удовлетворить это
требование, агентству «Фотохроника» не сможет помочь авиация, если бы даже в его распоряжении находились целые эскадрильи са
молетов, — ведь обработка негативов и изготовление снимков занимают столько времени, что уже никакой скоростный самолет, направленный на места со снимками, не смо
жет обогнать, направляемые одновременно по радио и телеграфу сообщения ТАСС.
Необходима доставка снимков такая же молниеносная, теми же путями и средства
ми, какими передается текст. Техника постигла эти пути и средства в так называемой бильдпередаче — передаче снимков на расстояние.
Наркомат связи из года в год увеличивает по нашему необъятному Советскому Союзу число точек, куда можно передать и откуда можно получить фотоснимок через централь
ную бильдпередаточную Наркомата связи. В данное время число точек непрерывно увеличивается (Ленинград Киев, Минск, Харьков, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Сверд
ловск, Челябинск, Сталино, Смоленск, Брянск, Орджоникидзе). Учитывая, однако, простран
ства нашей родины, надо признать, что бильдсеть далеко еще не достаточна.
Одновременно пора всерьез поставить вопрос и о качестве бильдпередачи. В основном бильдпередача Наркомата связи рассчитана на передачу фотографических изображений текстов (писем, документов) и фотографических портретов весьма невзыскательных «ча
стных» клиентов этого нового, еще только прививающегося способа связи. Фотографиче
ские же снимки для газет, даже увеличенные до размера 18 X 24 и 24 X 30, передаются, за редкими исключениями, мало удовлетворительно и чаще всего совсем неудовлетворительно — изображения либо чрезмерно кон
трастны, либо смазаны в один серый тон, в котором даже самый опытный ретушер не сможет нащупать контуров.
А между тем в области бильдпередачи нам пора выйти из стадии экспериментирования
к повседневной практической и качественной работе.
Центральное агентство фотоинформации «Фотохроника» — главный поставщик иллюстраций местным газетам из центра — создало в начале 1938 года специальную бильд