Загадочные картинки

Вместо обзора печати
В левокумской районной газете «За социалистическое животноводство» появилась за
гадочная картинка. На фоне тусклого пятна едва выступали бледные контуры людей. Лица их немыслимо было разглядеть: носы, губы, глаза расплылись в кляксу.
Текст под снимком уверял, что перед читателями «Депутат Верховного Совета РСФСР... заместитель политрука N-ской воинской части комсомолец А. Н. Попов в кругу своих избирателей, казаков-стахановцев колхозных полей Наурского и Степновского районов».
Но пятно все же оставалось загадкой. Сколько читатель ни напрягал зрение, как ни
призывал на помощь воображение, он не мог рассмотреть на снимке ни депутата, ни окружающих его колхозников.
В глазуновской районной газете «Колхозник» напечатан штриховой рисунок, судя по подписи, срисованный с фото. Под ним текст:
«Командир подразделения N-ской части т. Киричков дает задание экипажу танка».
Рисунок — детский, примитивный. Тщетно друзья т. Киричкова или его родственники пытались бы найти в этом рисунке хоть от
даленное сходство с оригиналом. Никого из членов танкового экипажа не узнать по той простой причине, что изображения танкистов лишены глаз, носов и прочих черт лица.
В больше-нарымской районной газете «Сталинский путь» (Казахская ССР) под одним из фото значится: «Наружный вид станции метро «Динамо». Но, право же, москвичи воз
мутились бы, если бы им показали одну из красивейших станций метро, изображенной в виде какого-то приземистого овина.
С таким же правом могли бы пожаловаться на безобразные иллюстрации читатели многих других районных и фабрично-заводских газет.
Автором этих, с позволения сказать, «иллюстраций» является «Прессклише» (Союзфото). Этому учреждению доверено большое полити
ческое дело — снабжать газеты, не имеющие своих фотографов, художников и цинкографий, готовыми клише на разнообразные те
мы. Чтобы хорошо с этим делом справляться,
необходим широкий политический кругозор, знание того, что происходит в Советском Союзе и за рубежом, чем живет низовая печать.
Необходимы большая оперативность и художественный вкус. Продукция же «Прессклише» этим требованиям явно не удовлетворяет.
Периферийная печать вправе ждать от «Прессклише» (Союзфото) полноценных, содержательных, разнообразных по теме и яр
ких по выполнению иллюстраций. Послушать
руководителей «Прессклише» — они делают все для того, чтобы эту задачу решить. Но 4000 подписчиков «Прессклише» — редакции районных газет и фабрично-заводских многотиражек — придерживаются обратного мнения. И подписчики совершенно правы.
Редакторы «Прессклише» оторваны от жизни, не знают нужд и потребностей низовой печати. Отбор рисунков и фото для клише доверен людям, не отличающимся ни достаточным политическим кругозором, ни художественным вкусом.
«Прессклише» до сих пор не сумело привлечь к иллюстрированию периферийной пе
чати лучших художников, карикатуристов и фотомастеров. Ретуширование снимков, от которого в значительной мере зависит получение хорошего клише, находится в руках ма
локвалифицированных людей. На низкой технической ступени находится и цинкографская база «Прессклише».
Редакции газет не перестают жаловаться на неудовлетворительную работу «Прессклише», на то, что, получая деньги за одну се
рию, оно высылает другую, менее ценную и менее полную. Часто клише прибывают через 15—20 дней после события, которое они долж
ны иллюстрировать. И все сходятся на том, что тематика рассылаемых газетам клише чрезвычайно однообразна и скучна.
Даже поверхностный просмотр контрольного комплекта клише полностью подтверждает справедливость этих жалоб. Во всех абонементах почему-то преобладает сельскохозяй
ственная тематика. Если верить редакторам «Прессклише», читатели районной газеты не интересуются ни жизнью стахановцев фабрик и заводов, ни культурным строительством, ни кипучей жизнью города.
Однако и снимки на сельскохозяйственные темы и убоги и однообразны. «Стахановка совхоза за сбором помидоров...». «Стахановка-колхозница за отбором лучших арбузов...»