Надежда Константиновна Крупская, разбирая недостатки исполнения актерами Б. В. Щукиным и М. М. Штраухом роли Ильича в пьесах Н. Погодина «Человек с ружьем» и А. Корнейчука «Правда», пишет:
«Артистам надо учиться исключительно по фото, причем надо знать, к какому моменту
фото относится. Фото в связи с изучением жизни и борьбы Ильича очень много может дать актеру».
Наши театры и кино упорно работают над созданием настоящего, живого образа Ленина, великого гения пролетарской революции, воплотившего в себе лучшие черты непоколебимого большевика, народного трибуна, го
сударственного руководителя, замечательного человека и товарища.
«Избиратели, народ, — говорил товарищ Сталин на предвыборном собрании избирате
лей Сталинского района города Москвы, — должны требовать от своих депутатов, чтобы они оставались на высоте своих задач, чтобы
они в своей работе не спускались до уровня политических обывателей, чтобы они оставались на посту политических деятелей ленин
ского типа, чтобы они были такими же ясными и определенными деятелями, как Ленин, чтобы они были такими же бесстраш
ными в бою и беспощадными к врагам народа,
каким был Ленин, чтобы они были свободны от всякой паники, от всякого подобия пани
ки, когда дело начинает осложняться и на горизонте вырисовывается какая-нибудь опас
ность, чтобы они были так же свободны от всякого подобия паники, как был свободен Ленин, чтобы они были так же мудры и неторопливы при решении сложных вопросов, где нужна всесторонняя ориентация и всесторонний учет всех плюсов и минусов , ка
ким был Ленин, чтобы они были так же прав
дивы и честны, каким был Ленин, чтобы они
так же любили свой народ, как любил его Ленин».
Работа мастеров фотографии, киноискусства, театра, живописи, скульптуры над воссозданием образа Ленина в портрете и в сюжетных произведениях способствует закреп
лению в сознании масс тех замечательных традиций большевизма и исторически проверенных требований к политическим деяте
лям революции, которые сформулированы товарищем Сталиным в его речи 11 декабря.

К проблеме творческого воссоздания образа В. И. Ленина

(Роль документальных фотосъемок)
На экранах всей страны идет замечательный фильм «Ленин в Октябре», по сценарию А. Каплера, вызывающий восторженные отклики прессы и зрителей. В московских и не
которых периферийных театрах идут пьесы «Человек с ружьем» Н. Погодина и «Правда» А. Корнейчука. В этих пьесах, как в в фильме «Ленин в Октябре», центральное место занимает впервые воссозданный на экране и в театре образ творца большевизма, вождя миро
вого пролетариата, гения Великой Октябрьской социалистической революции В. И. Ленина.
Известно, что осуществление этих пьес и фильма шло по прямому заданию товарища Сталина. Перед драматургами, режиссерами и актерами, создававшими образ Владимира Ильича в определенной исторической обста
новке событий Октябрьской революций и предшествовавших ей, стояла трудная за
дача. Величие этой задачи усугублялось необычной сложностью проблемы. Надо было дать на экране и театральной сцене не толь
ко оживший портрет. Надо было дать не только пластический образ живого Ильича в
движений, в действии, в поступках, в беседах, в выступлениях. Надо было психологически раскрыть многогранность и обаятель
ность личности Владимира Ильича: оптимизм и жизнерадостность его характера, его тро
гательный образ как человека, простоту в обращении и доступность, чуткость и вни
мание в людям, его темперамент волевого политического бойца, непримиримого к врагам.
Надо было соблюсти предельную правдивость образа при всем достаточном просторе для творческой интуиции и талантливых догадок в обрисовке образа Ильича как для режиссеров, так и для актеров (народного артиста СССР Б. В. Щукина в пьесе «Чело
век с .ружьем» и в кинофильме «Ленин в Октябре»; заслуженного артиста М. М. Штра
уха в пьесе «Правда»). Малейшая фальшь могла, разрушить образ, немедленно была бы
почувствована нашим зрителем. Надо было, наконец, — и в этом самое главное — со
блюсти народность в передаче образа Ильича. Иначе говоря, надо было дать его таким, ка