Оборотная сторона декадрахмы. (Девятая из известных в мире серебряная монета в Афинах начала V века до нашей эры. Натуральная величина.) Фото А. Хлебникова.
материалов, химикалий почти все отрасли прикладной фотографии обречены на прозябание, без возможности широкого раз
вития. Между тем, состояние нашей фотопромышленности все еще остается неудов
летворительным, несмотря на постоянную сигнализацию печати и фотообщественности.
Выше было отмечено полное отсутствие среди работ научно-прикладного характера фотографии в инфракрасных лучах, тогда как эта новая отрасль фотографии уже внесла целый переворот в научно-исследовательские методы работы во многих обла
стях науки и техники. Можно ли, однако, этому удивляться, когда наша фотохимпромышленность до сих пор не удосужилась (и даже не собирается) выпустить пластинки и пленки, очувствленные к инфра
красным лучам (случайные выпуски таких
пластинок НИКФИ пока не в счет), в то время как почти каждая крупная загра
ничная фабрика давно снабжает рынок разными сортами таких пластинок и пле
нок. Так, одна из фирм выпускает восемь сортов инфрапластинок (так же как и пла
стинки, очувствленные к ультрафиолетовым лучам, и пластинки Шумана для фотографирования в области 1800 — 960А°). В по
следнее время в СССР изготовляются не

Фотография в науке и технике

Среди огромного материала, представленного на I Всесоюзной выставке фотоис
кусства, отдел применения фото в науке и
технике занимал довольно скромное место как по числу экспонентов и экспонатов, так и по объему охваченной ими области прикладной фотографии.
Экспоненты этого отдела дали около ста работ (включая серийные), среди которых многие повторяют друг друга (микрофото
граммы, архитектурная съемка), но и в то же время отсутствуют работы по приме
нению фотографии в целом ряде отраслей науки и техники. Вовсе отсутствовали такие, например, характерные образцы на
учно-прикладной фотографии, как фото в ботанике, зоологии, метеорологии, гидрографии, астрономии (всего две работы
А. Михайлова); вовсе не представлена аэрофотография, между тем как роль ее в гео
графическом изучении страны совершенно
исключительна, нет никаких материалов по изучению Арктики, нет никакого намека на богатейшие фотоколлекции экспеди
ций научно-исследовательских институтов, Государственного Эрмитажа, музеев, университетов, Украинской и Белорусской ака
демий наук и филиалов Академии наук СССР и т. д. Никак не показана фотогра
фия в инфракрасных лучах, а также в ультрафиолетовых (не считая трех репродукций А. Хлебникова, далеко не исчерпы
вающих применения ультрафиолетовых лучей в фотографии). Помимо научных уч
реждений, широко применяется теперь фотография в крупной промышленности (почти все крупнейшие промышленные предприятия имеют собственные фотолабора
тории), однако, они ничем не заявили о своем существовании, не дав на выставку никаких материалов.
Таким образом, если прочие отделы выставки могут дать достаточно полное пред
ставление о состоянии фотоискусства в СССР, то этого, к сожалению, нельзя сказать об отделе прикладной фотографии, ко
торый далеко не отражает современного состояния этой отрасли фотографии в нашей стране.
Состояние и возможности научно-прикладной фотографии в очень большой сте
пени зависят от состояния фотохимической и фотомеханической промышленности; без наличия соответствующих приборов, фото