На исторической сессии Верховного Совета СССР

Величие и радость

Величие и радость этих январских дней я никогда не забуду.
Я начал свою работу еще до открытия сессии: фотографировал депутатов, проходивших регистрацию. Сколько знакомых лиц, известных всей стране, любимых ею! Почти половина депутатов Верховного Совета мне лично известны: я фотографи
ровал их во время различных радостных событий, которыми так богата наша страна. С каждым из этих знатных людей свя
зана какая-нибудь наша победа. Многие меня узнавали и приветливо здоровались. Вот Герой Советского Союза М. М. Громов, вот А. Г. Стаханов — организатор победо
носного движения, вошедшего в историю под названием стахановского. Вот Мирон Дюканов, академик Т. Д. Лысенко, постиг
ший тайны жизни растений, знаменитый кузнец А. Бусыгин и многие, многие дру
гие. Народ послал их в Верховный Совет, как лучших из лучших. Мы вспоминали с знатным комбайнером Ф. И. Колесовым, которого я первый раз фотографировал на совещании комбайнеров в Москве, как он приходил ко мне в Союзфото за консультацией по фотографии. Спрашиваю его:
— Успеваете в съемках? Он смеясь машет рукой:
— Это оказалось не так просто! Фотография требует времени, а у меня его нехватает...
Встреча с начальником строительства Куйбышевского гидроузла С. Я. Жук на
помнила мне горячие дни моих съемок на канале Москва—Волга, где т. Жук был главным инженером. Сколько я тогда про
сил его, чтобы он разрешил сфотографировать его,— ни за что не соглашался. Теперь на сессии я сказал ему, что много ра
ботал на Днепрогэсе, что там я вырос как фоторепортер. Это заинтересовало его.
— Приезжайте к нам на строительство Куйбышевского гидроузла — увидите много интересного. Грандиозные работы! Я напомнил о портрете.
— Так и быть, там сделаете, — рассмеялся он.
На сессии, когда я делал приготовления для съемки одной из делегаций, меня вдруг кто-то окликнул. Обернулся и с радостью увидел Валерия Павловича Чкалова. Недавно я был у него на квартире и фотографировал его.
От Союзфото на сессии нас работало четверо: С. Лоскутов, Я. Халип, Б. Фишман и я. Еще до открытия сессии киноработни
ки сказали мне, что зал заседаний несколько перестроен. К тому же недостаточно светили юпитера. Приходилось фотографи
ровать при диафрагме 1 : 4,5 с 3/20 сек. с недодержкой.
Союзфото дало нам обширный план съемок, но вследствие кратковременности работ сессии нам не удалось его выполнить. Были намечены такие интересные темы^ как «СССР — великая семья народов», «Красная Армия в одиннадцати республиках», «Женщина — великая сила в социалистическом строительстве», «Тракто
ристы республик» и целый ряд других. К сожалению, темы эти остались на будущее — мы не успевали выполнять текущие засъемки для печати.
В первые дни мы, фоторепортеры, не учли времени и сделали мало снимков. Я, например, в первый день сделал лишь панораму заседания Совета Союза, помещенную в «Правде», и еще несколько снимков.
На следующий день я работал увереннее и плодотворнее. Особенно удался сни
мок товарища И. В. Сталина в группе с тт. Ворошиловым, Ждановым и Хрущёв вым. Это фото поместили все газеты. Не
плохо вышли и другие групповые снимки, например, т. Жданов, беседующий с т. Ва
ковским, отдельные портреты узбекских депутатов. Многие из снимков в тот же день были переданы по бильдаппарату в областную и краевую печать. Я счастлив, что по моим фотографиям советская стра
на знакомилась с работой исторической сессии Верховного Совета СССР.