Одной из основных моих работ, сделанных во время сессии, я считаю большую панораму из девяти кадров, в которой за
печатлено совместное заседание Совета Союза и Совета Национальностей. Это исторический документ, который будет по
казан на выставках в клубах, красных уголках и послужит материалом для худож
ников, когда они будут рисовать картины, посвященные Первой сессии.
20 января, когда мы фотографировали Иосифа Виссарионовича Сталина с членами Политбюро и депутатами Верховного Совета, товарищ Сталин, заметив меня, улыб
нулся и, тепло ответив на мое приветствие.
заинтересовался, почему не видно в газетах моих снимков Красной площади.
Замечание товарища Сталина нас, фоторепортеров, очень поразило: от его зорких глаз не укрылось даже такое обстоя
тельство, как отсутствие снимков Кислова в печати Разве это не изумительно! Одновременно нас наполнило гордостью и сознанием ответственности за свою ра
боту то обстоятельство, что товарищ Сталин замечает ее. Это обязывает нас, фоторепортеров, стремиться к постоян
ному повышению своей квалификации, серьезно работать над собой и совершенствоваться.
Ф. Кислов

Замечательные встречи

Я был горд и безмерно счастлив, когда узнал, что редакция газеты «Красная зве
зда» поручает мне обслуживание сессии Верховного Совета в Кремле.
В этом году условия съемки в зале Большого Кремлевского дворца были не
сколько иные. Трибуна расширена и сильно
углублена. К этим новым условиям нужно было приспособиться, а мы этого не успели сделать.
В первый же день моей работы на сессии я убедился, что одного фотоаппарата
недостаточно. Наличие второго аппарата давало бы возможность в случае надобности быстро менять фокусное расстояние,
не теряя времени на замену объектива. На следующий день я пришел с двумя аппаратами.
Сильно мешал работе недостаточный свет прожекторов. Зал освещался полоса
ми, контрастно. Значительное затруднение вызывала также экспозиция при съемке. Телеобъективом с 1 :4,5 можно было полу
чить удовлетворительный негатив лишь при выдержке 1/в сек. и лишь в отдельных случаях ^го сек. Это затрудняло съемку с рук.
На сессии я встретил много знакомых командиров Красной Армии, военных лет
чиков, героев Советского Союза, которых
мне как фоторепортеру «Красной звездыне раз приходилось фотографировать. С де
путатом-орденоносцем комкором т. Сушкевичем я впервые познакомился, когда он был руководителем одной из авиача
стей. Любя и понимая фотоискусство, он
всегда старался создавать хорошие условия для фотосъемок с самолета. Благодаря его вниманию к моей работе во время одного полета мне удалось показать на снимках фигуры высшего пилотажа. Эти сним
ки, признанные удачными, были напечатаны в «Красной звезде».
Встретив меня на сессии, т. Сушкевич очень интересовался моей работой.
Приятно было также встретиться с трижды орденоносцем комбригом т. Батовым, военным инженером Удальцовым и др.
На меня произвело большое впечатление выступление делегации Красной Армии и Военно-Морского Флота, которую, к сожа
лению, было очень трудно заснять, так как она заняла проходы зала и нам со штати
вами негде было поместиться. Юпитера в это время освещали слабо. И фотографи
ровать можно было только при большой выдержке.
Особенно волновала меня съемка 20 января, когда мы узнали, что будем фотогра
фировать членов Политбюро с делегациями республик и областей.
Несколько слов о съемке на Красной площади. Для того чтобы фото вышли удач
ными, необходимо было подняться на 2 м над уровнем мостовой. Кинооператоры, ко
торые имели свои «кубы», не разрешали нам ими пользоваться. Вследствие этого нам пришлось делать съемку с вытянутой руки.
Н. Соловьев