Трудная, но радостная работа

Когда редакция «Правды» поручила мне вместе с т. Калашниковым обслуживать Первую сессию Верховного Совета СССР, меня охватило радостное волнение: мне
выпало счастье запечатлеть на снимках исторические дни. Это меня заставило готовиться к работе с особенной тщательностью и сознанием своей ответственности.
Мы разделили обязанности с т. Калашниковым: я фотографировал заседания Совета Союза, он — Совета Национальностей.
Когда я очутился в Кремлевском зале, я не узнал его. Меня поразила торжественность обстановки, соединенная с празднич
ной оживленностью. Большой штатив, который я захватил с собой, мне не приш
лось применить: очень многолюден был Кремлевский зал, и штатив негде было установить. К тому же еще и киноаппара
тура заняла много места. Юпитера на этот раз стояли дальше обычного, поэтому пришлось увеличить экспозицию при съемке. Все это затрудняло нашу работу. К боль
шой своей радости, я увидел верхнюю бо
ковую ложу и сейчас же направился туда. С этой точки я сделал несколько кадров,
в том числе снимок, помещенный 20 января в «Правде», — «Президиум Верховного Со
вета, аплодирующий делегации Красной Армии и Военно-Морского Флота».
Но, разумеется, не все удавалось заснять сверху. Иногда, для того чтобы заснять группу депутатов, приходилось быстро передвигаться с аппаратом, чтобы не упус
тить нужного момента. Только установишь аппарат, как группа уже передвину
лась, и в кадре получался пропуск. Или, наоборот, увлекшись съемкой отдельных депутатов, мы иногда запаздывали сфотографировать всю делегацию.
Мне удалось несколько раз заснять товарищей И. В. Сталина, К. Е. Ворошилова, А. А. Жданова, сделать групповые портреты Героев Советского Союза. Я дублировал
снимки, опасаясь, что некоторые из них могут не выйти. Поэтому я сделал меньше снимков, чем обычно. Не могу сказать, чтобы я на этот раз был вполне доволен
своей работой. Одним из упущений, и не только моих, но и других фоторепортеров, я считаю съемку при киносвете общих ви
дов зала заседания и групп. Эти снимки надо было делать при естественном свете,
пользуясь киносветом только для съемки крупным планом.
Все эти ошибки объясняются необычайным волнением, которое все мы испыты
вали при таком исключительном событии, как Первая сессия Верховного Совета.
На сессии необычайно ясно был виден гигантский общественно-политический и культурный рост людей, возможный только в нашей социалистической стране. Вот яр
кий пример: несколько лет назад я заснял скромного железнодорожника И. В. Бара
нова. Он тогда приехал в Москву, чтобы из рук Михаила Ивановича Калинина получить орден. Сейчас я его встретил на сессии. Тов. Баранов за это время стал начальни
ком паровозного отд. Московско-Киевской ж. д. и избран в депутаты Верховного Со
вета от Орловской области. Я был очень обрадован, когда он узнал меня.
Билю Мисостишхову, избранную в Верховный Совет от Кабардино-Балкарии, И. К. Пронина, депутата, посланного в Верховный Совет трудящимися Смоленска, знатного комбайнера-орденоноеца Ф. И. Ко
лесова, избранного в Оренбурге, и многих других — всех их я фотографировал не
впервые и был счастлив обменяться с ними приветствиями.
В конце нашей работы мы, фоторепортеры и киноработники, обратились к товарищу Сталину с просьбой сфотографиро
ваться с нами. Товарищ Сталин согласился. Основную съемку сделал Г. Петров, по
том он уселся в группе, и снимок делал уже т. Лоскутов двумя «Лейками», из которых одна была моя.
Иосиф Виссарионович с обычной своей ласковостью интересовался нашей работой, спрашивал, как вышли снимки, сделанные во время демонстрации. Мы наперебой от
вечали ему, осчастливленные этой теплой беседой.
Н. Кулешов