Фоторепортаж

ПОЛИТИЧЕСКИ НАСЫЩЕННЫЙ И ОПЕРАТИВНЫЙ СНИМОК

Советский фоторепортаж в ряду искусств занимает почетное место. В многомиллионных тиражах газет и журналов фотоснимкам уделяется огромное внимание.
На международных выставках перед советскими стендами подолгу простаивают посетители, всматриваясь в бодрые, идейные, жизне
радостные произведения советского фотоискусства.
Можно было бы привести немало восторженных отзывов буржуазных рецензентов и посетителей выставок о советском фоторепор
таже. Все эти отзывы по существу говорят об одном. Вот отдельные высказывания:
«В работах советских фотографов мы не видим разбросанных воротничков, пепельниц с папиросными и сигарными окурками, бумажных флажков; зато мы видим фабричные трубы,
машины, тракторы, научные экспедиции, весь мир, неизмеримо более важный, чем стакан сельтерской воды для рафинированных людей Западной Европы... Портреты тоже отличаются от тех, которые мы привыкли видеть... Выражения сильные, решительный взгляд пока
зывает нам людей твердых, простых и сильно отличающихся от нас... Характерная черта выставки — это жизнерадостность, огромная, безудержная, иногда просто нам, людям Запада, непонятная».
Или: «Каждый из участников выставки влюблен в мир, он смотрит на него всегда удив
ленным взглядом вечного открывателя новых истин и всегда впервые» и т. д.
В «Советском фото» можно найти любопытные выдержки из английской прессы, которая уделила немало внимания выставке советского фотоискусства в Лондоне. Не случайно прези
дент Королевского фотографического общест
ва Д. А. Спенсер в письме на имя полпреда СССР в Англии т. Майского подтверждает, что ни одна другая выставка не вызвала такой высокой посещаемости, такого большого интереса со стороны лондонцев, как именно советская фотовыставка, на стендах которой значительное место было отведено фоторепортажу.
Советское фотоискусство своей жизненной правдивостью, высокой идейностью и подлинным мастерством резко отличается от вырож
дающейся эстетствующей «художественнойфотографии Запада.
Мы не имеем права хвастать нашими успехами, успокаиваться на достигнутом. Сейчас, как никогда, мы должны работать вдумчивее, лучше, быстрее, ответственнее, ибо нет более высокого счастья, чем работать в стране, где
У нас имеется немало мастеров фотоискусства и много молодежи, рвущейся к фоторепортажу. Задача наших авторитетных фотора
ботников и критиков (которых, к сожалению,
у нас очень мало) направить их творческую мысль по правильному пути и вместе с тем разбить остатки мелкобуржуазных тенденций, во власти которых находятся некоторые зазнавшиеся «мастера» и молодые «таланты».
Я как-то зашел в гости к своему коллеге. На стенах его комнаты были развешены по
средственные фотоснимки больших размеров. Не успел я переступить порог, как он спросил:
— Нравятся тебе мои работы? — Здесь только твои снимки?
— Да.
— А почему ты не повесил интересные работы своих товарищей?
— Вот еще, буду чужими работами любоваться,— последовал пренебрежительный ответ.
Иной бильдредактор прав, когда обрушивается на фоторепортеров, уличая их в безграмотности. Многие из них не читают газет.
Если увидишь у них в руках газету, то это исключительно для того, чтобы посмотреть
фотографии. Однажды фоторепортеры спорили
о Мопассане. А когда спросили одного изних:
— Вы читали Мопассана?
— Да, — ответил он невозмутимо. — Что же вы читали?
Он погрузился в думы, вспоминал, вспоминал, что-то неразборчиво сказал и шмыгнул в фотолабораторию.
Фотокорреспондент «Известий» С. Гурарий— способный репортер, но, к сожалению, чрез
мерно самоуверенный. Когда он приносит снимок, то, не дожидаясь оценки художника, бильдредактора или товарища по профессии, безапелляционно заявляет:
Н. Колли
* * *
искусство служит великим идеям освобождения человечества.
Для творческой работы нам предоставлены неограниченные возможности: замечательная
страна, живущая полнокровной жизнью под знаменем Сталинской Конституции, — неисчерпаемый источник ярких тем; газеты и журна
лы, где с радостью принимают наши работы; наконец, многомиллионный читатель, внима
тельный, чуткий и требовательный, умеющий любить и ценить подлинное искусство.