— Посмотрите, какой шедевр! Вот здорово! Самовосхваление, зазнайство — порок, кото
рый особенно сильно развит в нашей среде.
Это гибельно отражается на творческом росте фоторепортера, накладывает штамп на его работы.
«Грамотность — необходима. Это я говорю серьезно: грамотность совершенно необходима для всех людей, а в особенности для тех, которые занимаются литературой». (М. Горький.)
...И искусством,— добавим мы.
В этой же статье «О пользе грамотности» Алексей Максимович пишет о молодом русском литераторе, путешествующем по Европе:
«Спросишь путешествующего галопом: — Как вам нравится море? Он гордо отвечает:
—Что у нас своих морей-то нету, что ли?
Эта гордость своими морями и презрение к чужим распространяется на все, чем богата европейская суша. Например, — музеи. В них многому можно поучиться, много можно понять. Но «гордый росс», снисходительно шагая по помпейским залам Неаполитанского музеи, скучно ворчит:
— Не понимаю. Не понимаю.
Казалось бы, если не понимаешь, попытайся понять, понимание это очень хорошее человеческое дело».
Не напоминает ли этот «гордый росс» некоторых фотокорреспондентов, которые, восхваляя свое, пренебрегают творческими достижениями своих собратьев по профессии, не говоря уже о культуре, накопленной веками.
Мы не представляем себе художника, который не знал бы истории живописи, начиная с древних времен, или архитектора, не знакомого с истоками архитектуры, или писателя, не знающего истории литературы и народного творчества.
Фоторепортер также обязан знать не только историю фотографии, но и литературу, искусство, ибо он в своей работе сочетает изобразительное искусство со словом, он является фотожурналистом.
Настоящий художник внимательно изучает и ценит чужие работы, требователен к себе, постоянно повышает свой культурный уровень, без чего немыслимо настоящее творчество.
развить вкус к политической тематике, глубоко понять, осмыслить исторические события, которые совершаются на наших глазах. Нужно разбираться в политических и экономиче
ских вопросах, внимательно читать газеты и знать, что в данное время волнует общест
венность. Мы плохо показываем партийную учебу, работу передовиков нашего социалистического строительства, членов партии, самоотверженно отдающих все свои силы
делу социализма, беззаветно преданных делу Ленина — Сталина. Мы недостаточно показы
ваем Сталинскую Конституцию в действии, которая является закреплением наших всемирно-исторических побед. Это нужно показывать повседневно и в полной силе.
В передовой «Правды» от 19 июля с. г. — «Большевистская агитация» — говорится: «Одна из важнейших задач агитации — популяризировать новые мероприятия партии, заботу советского правительства о насущных нуждах трудящихся, сталинское внимание к человеку».
В разработке политических тем обязано помочь «Советское фото», которое должно в специальных статьях рассказать, как выразительно показать в снимках отдельные важные по
литические темы. Нужно культивировать в журнале оперативный содержательный снимок, помещая также образцовые снимки фотокорреспондентов областных и районных газет.
Практика показывает, что репортер, не знающий учения Ленина — Сталина, плохо раз
бирающийся в социальных явлениях, не может дать полноценные произведения, становится поклонником эстетствующей фотографии, увлекается любованием соснами, пейзажами и пр.
Фотокорреспондент М. Стронько (украинское отделение Союзфото) одно время работал хорошо, с задором. Он быстро и интерес
но показывал сельскую тематику, хронику. Потом он увлекся «красотой». Он начал искать красивость как таковую. Выезжая недавно в командировку на село, он сказал ре
дактору: «Я поеду и буду искать красивые пейзажи, красивый типаж, буду творить». Ему не объяснили ошибочности его взглядов, и вполне понятно, что эта «установка», кроме вреда, ничего молодому фоторепортеру не принесет. У М. Стронько, как это часто бывает у молодых авторов, имеется несоответствие между творческими возможностями и недостаточной политической грамотностью. Мы уверены, что, проанализировав результаты работы, он сам поймет свои ошибки.
* * *
Передовой отряд фотокорреспондентов успешно работает над политически заостренной тематикой. Они утверждают, что нет неинтересных тем. Надо умело их показывать, глубо
ко раскрывать, а не поверхностно скользить по ним, «щелкая» направо и налево.
Есть фоторепортеры, которые прикрывают свою лень и бездеятельность несерьезными доводами о том, что, дескать, оперативный фоторепортаж не может дать законченных произведений.
Эту вредную «установку» надо резко разо
блачать.
* * *
Советского фотокорреспондента не ограничивают в тематике. Ему говорят:
— Вот перед тобою страна, выезжай, выбирай, фотографируй.
А он подчас растерянно вопит: — Расскажите что снимать, где?
Плох тот фотокорреспондент, который не разбирается в текущих событиях, не в состоя
нии выехать на съемку без литературного спутника.
Естественно, что у таких репортеров вместо боевого содержательного снимка получается жалкий «лепет».
Многие из нас, фоторепортеров, недооценивают фотографию как мощное орудие пропа
ганды и агитации и не понимают, что участие в большевистской газете — ответственнейшая общественно-политическая работа.
Каждому фотокорреспонденту необходимо