Я знаю одного фотокорреспондента, который собирает вырезки своих снимков, поме
щенных в газете. Он говорит: «Я их собираю не для коллекции. Сопоставляя их, я ловлю свои ошибки. Я вижу, где я применял одни и те же приемы и положения; в дальнейшем я стараюсь их не повторять».
Собирание таких вырезок — безусловно полезное дело.
Кто-то в шутку сказал: «Фоторепортера кормят ноги». В этой шутке есть доля правды: надо побольше ходить и присматриваться; на
до, в частности, учиться наблюдательности У Д. Дебабова.
Кстати, о Дебабове.
В журнале «Наши достижения» в конце прошлого года был помещен очерк Ник. Атарова, посвященный Дебабову. Вот что он писал:
«...В жизнеописании репортера не стоит итти вдоль событий. Можно написать историю видоискателя, и вся хроника нашей страны войдет в нее, а жизнь самого репортера останется в тени.
Ведь сам он не был участником событий. Наоборот. Он всегда старался отойти на не
сколько шагов, чтобы события оказались в фокусе. Иногда в течение дня ему приходи
лось фотографировать счастливые роды, футбольный матч и похороны. И все это его мало касалось. Он находил удовольствие в том, что мотался по стране и попадал в различные переделки, только и всего».
Этот пасквиль написал человек, который хвастал тем, что понял Дебабова[1].
Д. Дебабова мы все хорошо знаем. Это не бесстрастный участник событий, а энтузиаст. Фотография — его страсть. Он любит свою родину и поэтому разъезжает всюду и откры
вает перед всеми нами то, что его волнует: жизнь народов дальнего Севера, Красную армию на страже границ... Сколько его замечательных снимков было опубликовано в жур
налах и газетах, показано на выставках. Д. Дебабов делает большое, полезное дело, он находится в гуще событий, а не в стороне от них, как это представляет себе Ник. Атаров.
Молодому фотокорреспонденту, даже политически развитому, бывает трудно работать,
потому что нет производственного навыка, а учиться негде. Литературы по этому вопросу у нас нет.
[1] Любопытно, что редакция «Советского фото» приглашала фоторепортёров откликнуться на статью Ник. Атарова. Откликов не последовало. Фоторепорте
ры оказались на редкость равнодушны к поклепу на свою профессию.
из аэропортов. Незачем ждать сводок о погоде. Опытный фоторепортер посмотрит в справочиик движения поездов я вмиг — на станцию. Есть поезд. Дал телеграмму в бли
жайший аэропорт, где поезд должен быть рано утром. Ночь — в пути, время сэкономле
но. Без суматохи, четко, обдуманно используя гражданскую авиацию и железнодорожный транспорт, фоторепортер достигнет намеченной цели.
Находчивость и энергия должны быть присущи каждому фотокорреспонденту. Они его нередко выручают.
***
В период героического полета на Северный полюс я находился в Крыму. Там неисчерпае
мый источник тем. Хотелось всюду успеть. Вначале и я метался, потом взял себя в руки, составил точный план работы.
Поехал в Артек и снял там детей полярных летчиков, — в те дни это было самое злободневное. Снимок был помещен.
Услышал по радио о разоблачении предателей-шпионов. Надо откликнуться. В Артеке разыскал пионерку, которая задержала шпиона-диверсанта. Надо показать, как дети берегут свою родину. Снимок появился в печати.
Обычно в газете не принято помещать несколько снимков на одну и ту же тему. Если помещены, значит, каждый по-своему был интересен, т. е. правильно акцентирован.
Я всегда стараюсь вкладывать определенное содержание в каждый снимок. Посылая негативы, я отбираю лишь то, что нахожу, действительно, важным. Для контроля я обязатель
но печатаю с негативов контакты и через лупу присматриваюсь к выражению лиц, ко всем мелочам и т. д.
Самый лучший помощник в моей работе — газета. Научили меня читать газету в «Правде
* * *
...Я приехал в Севастополь для съемки рекордного полета. В гостинице встречаю фотокорреспондента «Известий» Б. Вдовенко. Поздоровались по-приятельски. Он говорит:
— Вот хорошо! Будем вместе снимать.
Я ответил:
— Дружба — дружбой, а служба — службой. Нам придется соревноваться. Так что ты действуй по-своему, а я как сумею.
Много дней мы ждали момент старта самолета. Наконец, сфотографировали. Оба в 6 час. вечера, запыхавшиеся, прибежали в гостиницу.
Тов. Вдовенко обращается ко мне:
— Ну, как ты думаешь отправлять негативы?
— Еще не знаю,— ответил я.
Он законопатил окна в своем номере и стал проявлять, а я решил скорее добраться до аэропорта, который расположен в 117 км от города. Нашел попутную машину. Через 2 часа я был в Симферополе. До аэродрома осталось 27 км. Решил проявить негативы в фото
лаборатории местной газеты. Вся процедура закончилась в первом часу ночи. В 3 часа утра на машине агентства аэропорта я приехал на аэродром и вручил пакет пилоту самолета.
* * *
В сумке фоторепортера вместе с необходимыми принадлежностями должны быть раз
личные справочники — расписание движения поездов, самолетов, пароходов и т. д.
И когда необходимо срочно выехать на место событий, надо точно рассчитать время.
Допустим, что самолет в пути из-за плохой погоды сделал вынужденную посадку в одном
* * *