творение всех потребностей культурно-развитых трудящихся людей» (И. Сталин. Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 586).
Именно в такой обстановке, взаимно обогащаясь, ярко расцветают искусства народов СССР.
Гибнут культура и искусство там, где, как в Германии, Италии, Польше, Японии, царит разнузданный террор и дикая эксплоатация масс, там, где речь идет о насущном хлебе, которого нет у миллионов рабочих и крестьян, ограбленных вооружающимся фашизмом.
В творческом содружестве широко развиваются все виды искусства всех без исключения национальностей Советского Союза; согретое сталинской заботой, возродилось и идет на подъем народное творчество,— замечательные народные певцы, как Джамбул и другие, складывают свои песни о Ленине и Сталине, указавших трудящемуся человечеству путь к счастью.
Вместе со всеми искусствами обрела богатство выразительных средств, политическую остроту тематики и большевистскую идейность советская фотография. И она самым активным, самым непосредственным образом участвовала и в отображении героических дней гражданской войны и героических будней социалистического строительства.
Можно назвать десятки фоторепортеров,— тт. Альперта, Дебабова, Владимирцева, Шайхе
та, Сурина, Петрусова, Кислова, Скурихина, Маркова, Лангмана, Каценко, Озерского, Лисицына, Афанасьева, Просвирова, Инсарова, Колли и многих других, которые часто в исключительно трудных условиях месяцами не покидали строительных площадок, шахт, колхоз
ных полей для того, чтобы наглядно показать стране со страниц газет и журналов, как осуществляются сталинские пятилетки.
Директивы партии в области литературы и искусства побудили советского фотографа об
ратиться к показу строителей социализма, их материальных и культурных потребностей. Это было делом трудным. На пути стояли неопре
деленные еще опасности натуралистического примитивизма и формалистического кривляния, надо было осваивать метод социалистического реализма. Расширялось, углублялось политическое и художественное зрение фотографа, от
ыскивались новые творческие приемы и средства. Фоторепортаж стал ведущим в советском фотоискусстве.
Новыми глазами на окружающую действительность взглянули и некоторые старые фотомастера (тт. Еремин, Клепиков, Андреев). Здоровому развитию советской фотографии способствовало также разоблачение вредитель
ских теориек кое-каких фашистских агентов, пролезающих в фотографию. Вместе с этими теорийками были выброшены из наших рядов и их носители.
Вместе со всей социалистической индустрией выросла и техническая база фотографии,— соз
даются, таким образом, и все материальные предпосылки для непрерывного роста и совершенствования фотоискусства.
Громадной нашей радостью является Первая всесоюзная выставка советского фотоискусства, не только отображающая в высокохудожест
венных образах лицо нашей великой родины сегодня, но и являющаяся смотром достижений советского фотоискусства.
Выставка совпала с историческим двадцатилетием и началом широкой кампании по выбо
рам в Верховный Совет на основе Сталинской Конституции.
В дни подготовки к выборам Верховного Совета СССР на основе Сталинской Конститу
ции советская фотография держала экзамен на политическую и художественную зрелость. Сталинская Конституция СССР — это итог борьбы и побед социализма в нашей стране. Выдержать этот экзамен для нас—наша радость, наша честь, наша гордость.
— Мы живем и работаем в капиталистическом окружении,—писала «Правда» 30 октября с. г.— Дело каждого партийного и непартий
ного большевика, дело всех трудящихся нашей страны—усилить революционную бдительность, искоренить всех врагов народа — троц
кистско-бухаринских шпионов и вредителей, наймитов иностранных фашистских разведок. Смерть изменникам родины! — таков голос ве
ликого советского народа, единого в своих мыслях и чувствах.
Страна наша — отечество трудящихся и угнетенных всех стран. Удел трудящихся по ту сторону наших границ — фашистский террор, нищета и безработица. Свои взоры угнетенное человечество обращает в сторону непобедимо
го Советского Союза. Двадцать лет стоит СССР, как маяк, заражая духом освобождения трудящихся всего мира, вдохновляя их последовать примеру своих русских братьев.
Верным стражем великих завоеваний революции, могучим оплотом мирного труда совет
ских народов является наша непобедимая Красная Армия, детище социализма. Родина наша по праву гордится своими летчиками, танкистами, славными бойцами-пограничниками —бесстрашными сынами трудового народа.
В дни подведения итогов Великой Октябрьской социалистической революции, в замеча
тельные дни подготовки к выборам в Верховный Совет миллионы трудящихся провозглашают на весь мир:
— Да здравствует Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) — передовой отряд трудящихся СССР!
— Да здравствует великое, непобедимое знамя Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина! — Да здравствует ленинизм!
Мы обещаем своей родине, обещаем своей партии, обещаем своему правительству, обеща
ем товарищу Сталину, что будем и дальше поднимать свое искусство, чтобы оно всегда шло в ногу со всей страной и помогало строить и защищать социалистическую родину.