В. Ширг

Советское фотоискусство

к двадцатилетию Великого Октября

Двадцать лет назад одиночки-мастера, дававшие высококачественную продукцию и применявшие методы художественной печати, тонули в море простого ремесленничества.
Если для нас сейчас фотография идет несколькими потоками, из которых ведущим, ре
шающим является фоторепортаж, за ним — фотолюбительство и фотокорство как помощь и резерв репортажа и далее — павильонная фотография, фотография прикладная и т. д., то до революции мы имели, главным образом, узкий круг любителей, преимущественно эстетов, сеть частных фотоателье и группку фоторепортеров.
Функции репортеров чаще всего выполняли выездные работники тех же ателье, а любительство не было резервам ни для репортаж
ной, ни для павильонной фотографии, ибо чаще всего замыкалось в кругу своей обыва
тельской тематики. За истекшие двадцать лет наибольшее развитие проделал фоторепортаж. Рост технического оснащения, богатство художественных средств и, в первую очередь, политическая актуальность и заостренность
сделали именно фоторепортаж ведущей силой советского фотографического искусства.
Родившись в недрах павильона и начав работать с тем же тяжелым оборудованием, ре
портаж быстро отпочковался и выделился в самостоятельный вид фотоработы.
Читатель легко может себе представить такую картину: в извозчичью пролетку погру
зился робкий, запуганный, слащаво вежливый человек, в ногах у него футляр с камерой 24 * 30 см и тремя двойными кассетами. Это дореволюционный фотограф едет снимать па,рад или «освящение нового здания купеческого собрания». Техника позволяет ему фотогра
фировать только общие виды и группы; он работает очень медленно, это его мучает, он
боится, что «его превосходительство» или «его степенство» выйдут плохо и т. д.
Война внесла существенную поправку в работу таких фотографов. Требовался репортаж с фронта, появилась новая техника в виде удобных и светосильных универсальных аппа
ратов и клаппкамер. Ряды старых фотографов пополнялись за счет роста числа спецкоров с фронта и любительства из слоев офицерства, врачей-фронтовиков, военных чиновников и т. д. Журналы «Нива», «Солнце России», «Огонек», приложения к газетам («Искры») помещали снимки с фронта весьма широко.
Те же люди из старого дореволюционно
репортажа работали и в первые годы революции. П. Оцуп, А. и В. Булла, Я. Штейнберг про
вели основные съемки в Петрограде в 1917 г., т. е. почти все основное, что мы имеем в Музее революции.
Отдельные снимки являются документами совершенно исключительной выразительности. Широко известен снимок расстрела демонстра
ции на Невском проспекте в июльские дни; мало известен, но исключительно ярок снимок, передающий момент выступления Ленина перед исполкомом Петроградского совета 4 апре
ля 1917 г. Сохранились замечательные снимки Ленина и Сталина первых лет Великого Октября.
Сотни снимков документируют я оставляют для истории факты зверств, расстрелов, пы
ток, грабежей и разрушений, сопровождавших контрреволюционные армии Корнилова, Дени
кина, Врангеля, Колчака, Дутова. Фотография сохранила для потомства такие трагические моменты в жизни нашей родины, как захват японцами Владивостока, англичанами — Архангельска, поляками — Киева, французами — Одессы.
После Великой Октябрьской социалистической революции фоторепортаж, в виде отделов
при кинокомитетах Москвы и Ленинграда, был сосредоточен в руках государства, и съемки, отражавшие борьбу трудящихся против угнетателей, за победу социализма сыграли гро
мадную агитационную пропагандистскую и организующую роль. В основном это была хроника гражданской войны, съездов советов и партии, конгрессов Коминтерна, парадов и
демонстраций. Сами газеты фоторепортажа почти не создавали. Фоторепортажную съемку, кроме кинокомитетов, вел фотоотдел Центропечати и фотографии ВЦИКа. Для репортажа первых пяти-шести лет революции было характерно отсутствие съемок на темы быта городской и сельской повседневной жизни. По не
достатку сил и средств фоторабота велась, главным образом, вокруг основных крупных событий в главнейших центрах страны.
Интерес фотографии к индустриальной, хозяйственной жизни родился позже, когда стра
на вступила в восстановительный период, ког
да народившиеся иллюстрированные издания (1923—1924 гг.) занялись привлечением кадров репортеров и фотолюбителей. Только с появлением журналов, из которых особо выдающуюся роль по выращиванию фоторепортер
ских кадров сыграл «Огонек», основанный М. Е. Кольцовым. Фоторепортаж, до тех пор работавший стихийно, ищет темы, организует материал, начинает думать о сложных обобще
ниях, начинает работать на более высоком уровне.
Положение на фотографическом фронте в эти годы можно было бы охарактеризовать следующим образом: политическую работу ведет лишь фоторепортаж, но при удовлетвори
тельной на первых порах и возрастающей по качеству технике съемки товарищи видели и