Первая всесоюзная выставка фотоискусства

Праздник

советского фотоискусства

10 ноября 1937 г. в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пуш
кина — в одном из лучших музеев страны — открылась Первая всесоюзная выставка советского фотоискусства.
На выставку поступило около 6000 фоторабот и экспонировано 1586, т. е. втрое больше, чем экспонируется обычно на международных фотовыставках, где количество фотора
бот не превосходит 500—600. Приложены были все усилия к тому, чтобы составить подлинно Всесоюзную выставку, — по Советскому Союзу были организованы 27 местных ко
митетов содействия выставке, в том числе в столицах всех союзных республик. В задачу этих комитетов, созданных при Управлениях по делам искусств, входило привлечение местных фотоработников и фотолюбителей и отбор их лучших работ на Всесоюзную вы
ставку. Работали эти комитеты по-разному,— активнее там, где имеются отделения Союзфото, и совсем плохо там, где подготовка к
выставке была поручена исключительно Управлениям по делам искусств, которые, как правило, еще продолжают проявлять недооценку фотоработы и фотоискусства. Осо
бенно интенсивно подготовка развернулась лишь в последние месяцы перед открытием выставки (сентябрь—октябрь). В результате, на выставку все же удалось привлечь образцы фотоискусства почти всех союзных республик (исключая Таджикскую и Туркменскую), большинства краев и областей. Все союзные республики показаны в снимках крупнейших московских и ленинградских фотоработников, выезжавших на места для фотосъемок.
Монументальные колонны фасада Музея изобразительных искусств в дни празднова
ний XX годовщины Великой Октябрьской со
циалистической революции и в первые дни открытия выставки были оформлены фото
графическими сверхувеличениями. Между колоннами наверху помещались гербы союз
ных республик; под каждым гербом — сверхувеличение фотомонтажа картины, характе
ризующей в наиболее ярких художественных образах данную союзную республику. Над главным центральным входом в музей были размещены большой портрет товарища Ста
лина и портреты его ближайших соратников. Композиция оформления завершалась по
краям здания и вокруг портрета товарища Сталина большими красными знаменами. Автор оформления в целом и отдельных монтажей — художник Асланов; сверхувеличения
были изготовлены под руководством П. Клепикова и художественно отретушированы Н. Андреевым.
По бокам большой мраморной лестницы, ведущей из вестибюля музея на выставку, расположены 18 фотокартин, изображающих радостную, приветствующую массу детей, девушек, демонстрантов на праздновании двад
цатой годовщины Октябрьской социалистической революции в Москве и Ленинграде, па других массовых демонстрациях и празднествах.
Выставка разбита на семь основных отделов: 1) из фотоматериалов к истории Великой Октябрьской социалистической революции; 2) СССР в произведениях фотоискус
ства; 3) к выборам в Верховный Совет СССР;
4) портретное фотоискусство; 5) фото в науке
и технике, цветная фотография; 6) работы фотолюбителей; 7) фотопромышленность и Фотоизобретательство.
Во всех отделах, кроме 1-го и 3-го, фотоработы экспонированы по авторам. Такой ме
тод расположения материала был единодушно установлен выставочным комитетом и
вызвал немало споров уже после открытия выставки. Выставкой отказался от темати
ческого расположения потому, что не было возможности представить на выставке все темы в работах достаточно высокохудожественного качества. Такой расположение мате
риала могло привести либо к ряду пробелов в тематике (основные из этих пробелов мы
отметим ниже), либо к пестроте по качеству, еще большой, чем это имеет место и при расположении материала по авторам. Кроме то
го, ставилась задача — показать возможно более наглядно не только достижения совет
ского фотоискусства в целом, но и уровень мастерства каждого отдельного автора. Са
мо собой разумеется, что метод развески работ, принятый при открытии Всесоюзной вы
ставки, не является закрепленным «на все времена», — он может быть пересмотрен и изменен даже при отправке Первой всесоюзной выставки на периферию, после окончания ее в Москве.
Немало споров уже в самом выставкоме вызвал и метод экспонировки фоторабот без паспарту. Сторонники паспарту указывали
на то, что на паспарту фотоработы выглядят параднее и, кроме того, паспарту дает до
полнительную подсветку. Противники паспарту доказывали, что фотоработы без паспарту выглядят лучше как законченные художественные произведения, что паспарту
С. Евгенов