работы ленинградцев, ростовцев, киевлян, горьковцев и др.
К портретному отделу примыкает небольшой отдел театральных съемок (выделяют
ся работы А. Сахарова, Когана, Л. Сурина, Б. Фабисовича) и цветной фотографии. В последней экспонированы 19 работ 4 авторов — А. Лесного (Ташкент), В. Савельева,
В. Улитина и Н. Тихомировой (Москва). Наибольшее внимание привлекают работы Н. Ти
хомировой, исполненные по методу карбропроцесса.
В отделе фотопромышленности первое место среди 75 экспонатов занимает камера ФЭД — гордость советского фотоаппаратостроения. Образцы новой продукции заводов ФЭД, ГОМЗ, ГОИ, различные конструктив
ные предложения советских изобретателей, выставленные в этом отделе, так же как и отдел прикладной фотографии, будут освещены в специальном обзоре.
В заключение надо отметить: Первая всесоюзная выставка советского фотоискусства несомненно будет содействовать росту всех многочисленных отраслей и видов советской фотографии. Во всех направлениях фотора
боты она выявила и подняла немало новых людей, двинула их на соревнование с опыт
ными «старыми» фотоработниками, подтянула «старичков», побудила многих из них работать по-новому, над новой тематикой. Несомненно подтянет она и нашу фотопромышленность. Особенно велико значение фотовыставки для развития советского фоторепортажа. Оно велико уже по одному тому, что бо
лее чем на 75% своего содержания выставка составлена из лучших образцов советского фоторепортажа, подымающихся по своему идейному и художественному качеству до уровня подлинных фотокартин, ярко отображающих величайшего вождя народов това
рища Сталина и сталинскую эпоху, ее героев и рядовых людей накануне и в исторический день первых выборов в Верховный Совет СССР.
Первая всесоюзная выставка фотоискусства выгодно отличается от Московской фотовыставки мастеров фотоискусства 1935 г.
Всесоюзная фотовыставка поражает не только разнообразием тематики и мастер
ством выполнения работ, но — что особенно отрадно — выступлениями новых, выросших за последние годы фотоработников (А. Гаранин, В. Гребнев, В. Мусинов и др.).
Особенно запоминаются на выставке работы Я. Халипа («Торпедист» и др.), М. Аль
порта, Г. Петрусова, Н. Петрова, М. Калаш
никова, Ф. Кислова и И. Шагина. Они дали превосходный, политически заостренный материал, отлично выполненный.
Выставка дает возможность наглядно убедиться в огромных, сказочных сдвигах, происшедших в народном хозяйстве, в быту, в культурном строительстве нашей социалистической родины. Целый ряд экспонатов по
казывает несокрушимую мощь нашей Красной Армии.
Приковывает к себе внимание исторический раздел выставки, отображающий величие и героику периода гражданской войны и исторических дней Октября.
Многие работы фотолюбителей, представленные на выставке, смело могут конкурировать с отдельными работами опытных, иску
шенных фоторепортеров. Союзфото следует это учесть, и крепче связаться с растущим резервом советской фотографии. Ему необ
ходимо оказать помощь и шире привлекать к работе.
Экспозиция выставки страдает от обилия работ на стэндах. Это рассеивает внимание зрителя, мешает сосредоточиться на отдельных работах.
Обидно слабо представлена портретная фотография. Выделяются только работы М. С. Наппельбаума. Следует, однако, отметить, что и М. С. Наппельбаум дал на вы
ставку портреты не того качества, которое мы вправе были от него ожидать.
А. Штеренберг

НОВЫЕ АВТОРЫ