нинградец А. Монюшко. На его съемке — самой сильной и внушительной — остановимся обстоятельней. Это уже столь крепкая работа, что, глядя на замечательные пейзажи А. Мо
нюшко, хочется говорить о Пушкине и его мировоззрении. Почему? Потому что, не проникнувшись пушкинским настроением, нельзя художественно передавать обстановку, в которой он жил.
Все творчество Пушкина лишено туманности или неясности. Даже в его сказках, где дей
ствуют колдуны и прочая нечистая сила, все эти существа, так же как в народном эпосе, даны в совершенно реальных тонах. Пейзаж во всех пушкинских произведениях выписан очень четко. Пушкинский пейзаж свеж и кре
пок. Никакой импрессионистичности, никакой гуманной мистической мечтательности в духе Жуковского у Пушкина нет. Все вещи мате
риальные под пером Пушкина становятся выпуклыми и осязаемыми.
А. Монюшко правильно понял свою задачу. Он явился в Михайловское не с «Лей
кой», а с камерой 13 * 18 и с желанием вдум
чиво работать. Перед нами восемь работ А. Монюшко. Три снимка села Михайловского и монастыря, четыре—Тригорокаго и один— Черной речки — места дуэли.
Все снимки сделаны с малым относительным отверстием, большая часть 1 : 18 и даже 1 : 22(!) Только один снимок сделан без фильтра; экспозиция большей частью—10—15 сек. Это
при дневной летней съемке! Результат: про
зрачные глубокие дали, ясные, определенные линии, изумительная передача фактуры материала, листвы, коры деревьев, богатство тоновых сочных пятен. Большая общая жизнерадостность.
Тригорокое, где Пушкин отдыхал душевно, сделано с большим лиризмом. А. Монюшко показывает знаменитую тригорскую липовую аллею, где мечтал, декламировал свои стихи
ЦБ творческой фотосекций проводит сбор средств среди фотоработников на постройку новых мощных советских кораблей в ответ на потопление обнаглевшими фашистскими мятежниками советского парохода «Комсомол».
На 5 января с. г. собрано 4000 рублей.
своим юным друзьям двадцатичетырех-двадцатипятилетний Пушкин. Монюшко так снял эту аллею, что в нее буквально хочется шаг
нуть. Или вот пейзаж с общим видом на Тригорское, с воспетыми Пушкиным холмами и речкой. На снимок нельзя глядеть без улыбки, а взор невольно ищет на узенькой тропке всадника, столь часто бывавшего здесь на про
гулке. Также солнечен и уютен домик Арины Родионовны. Он реставрирован и потому чутьчуть нов, однако, все же кажется, что вот-вот заскрипит дверь, и старенькая Арина Родио
новна со своим извечным вязанием выйдет посидеть на солнцепёке на лавочке.
С очень большим тактом и мастерством снят кусок монастыря, где погребен поэт. Тщатель
но выбранное время съемки делает здание светлым пятном в рамке из густой листвы. Взгляд поднимается вверх вслед за солнечными зайчиками, играющими на лестнице. Изу
мительна передана архитектуры. Технические средства: три соединенных вместе фильтра, диафрагма 1 : 18 и экспозиция в 15 сек. — серьезная продуманная работа.
Мы думаем, что село Михайловское и Тригорское впервые так хорошо снимаются.
В заключение упомянем об интересной и смелой работе Н. Штерцера. Он снял крупно голову, правую руку и бюст известного памятника Пушкина в Детском селе. Раздумье юноши-лицеиста стало благодаря этому кадрированию более выразительным и запоминающимся.
Мы ничего не говорим о съемке вокруг юбилея. Это особая, большая тема. Скажем только два слова о фото Г. Зелыма, пока
завшего чудесного казахского мальчика с книгой Пушкина в руках. Снимок многозначитель
но перекликается с пророческими строками по
эта. Мы все знаем, что и тунгус, и калмык читают Пушкина. Это могло быть только после 7 ноября 1917 года.
В одной из аудиторий Дома Красной армии в Киеве состоялся 22 декабря 1936 года творческий вечер фотосекции, организованный совместно с украинским отделением Союзфото. Присутствовало около ста человек.
На вечере были просмотрены и подвергнуты дискуссионному обсуждению работы молодых членов секции фоторепортера т. Храмцова и фотолюбителя т. Карханина.
Вечер прошел оживленно. Молодые авторы почерпнули много полезного для дальнейшей работы.
Обсуждение творчества молодых
В ответ на потопление „Комсомола”
Семинар по повышению квалификации
Творческая фотосекция в Киеве организовала семинар по повышению квалификации на тридцать пять человек. Курс семинара рассчитан на четыре месяца по одной лекции в шестидневку.
Для чтения лекций привлечены лучшие педагоги Киева. По истории изобразительных искусств курс читает проф. Ефимович, по композиции—проф. Елива.
На призыв менжинцев
Фоторепортер Дм. Чернов обратился через редакцию «Фотолюбителя» ко всем фотоработникам Союза с предложением ответить рабочим завода им. Менжинского подготовкой в 1937 г. 100 человек из луч
ших фоторепортеров и фотокоров к воздушной съемке, без отрыва от производства, поставив этот вопрос через ЦБ фотосекции перед Наркоматом Обороны и Осоавиахимом.
«Мы. фоторепортеры и фотокоры, не меньше металлурга, ткача, машиниста, летчика, колхозника, любим свою родину, — заканчивает свое письмо Дм. Чернов,—и самым почетным в нашей работе бу
дет — это подготовка резерва для красного воздушного флота в 100 человек».