ресными, главным образом, работами 1935 года («Дети», «На турнике»), дал снимки из последней поездки в Казахстан. Эти снимки по мастерству уступают старым работам.
Совершенно непонятно, чем руководствовался т. Агич, напечатав лучшие свои работы («Товарищи Сталин и Ворошилов у гроба то
варища Кирова», «Голл», «Хореографический кружок») на малый формат и очень неудачно экспонировав их на стэнде, почти целиком за
нятом полулюбительскими портретами ударниц полей.
«Рукоприкладство» (ретушь) на выставленных работах носит совершенно недопустимый характер. Тт. Янов, Штерцер, Чартов, Агич рисуют на снимках все, что хотят: т. Янов вставляет глаза («Ботвинник с женой»), т. Штерцер рисует рот («Спящий медвежо
нок») и т. д. В той или иной степени этот трех присущ многим авторам.
Из молодых авторов (по возрасту и фотографическому стажу) показали значительный
творческий рост тт. Зиверт и Федосеев (фоторепортеры Ленинградского отделения Союзфото).
Тематика тт. Зиверта и Федосеева весьма разнообразна; обоих их роднят свежесть и острота глаза, внимание к живым людям, умение ловить жизнь во всей ее непосредственности.
При всей разностильности выставленных работ, при всем разнообразии своей тематики
В. Федосеев — мастер «характерного» снимка, стремящийся типичной, убедительной деталью вскрыть содержание и не гонящийся за внешней красотой.
Л. Зиверт, при том же разнообразии тематики, ищет и снимает то, что ему кажется графически красивым. «Две утки», мирно плы
вущие по тихой воде, мальчик с удочкой «На
разливе», «Приятели» (снятые контржуром) — такие вещи привлекают его внимание, и он их любовно обыгрывает. Его интересует проблема света. Он снимает «Солнечный цех» (силь
ное подражание А. Скурихину), рабочих у молота.
Наряду с такими снимками, т. Зиверт, не уходя от внешней красоты, умело показывает советских людей и создает фотоработу «В об
щежитии торфяниц». Отличное общежитие, светлое, чистое. По-деревенски, но хорошо одетые девушки с большим вниманием и интересом слушают книгоношу.
Вообще же идейная, политическая нагрузка выставленных работ была явно недостаточна.
На выставке преобладали «вечные темы» — пейзажи, архитектурные мотивы, снимки жи
вотных. В основных залах на 390 работ свыше 60 пейзажей и снимков животных.
Права на показ пейзажа никто у наших фотографов не отнимает и отнимать не собирает
ся. Однако, когда пейзаж, и пейзаж такой, каким его можно было Снять много лет назад, преобладает, а репортаж, показ сегодняшней
жизни случаен и абсолютно недостаточен, тог
да нужно говорить об ошибочности тенденций авторов, о неправильном выборе материала для выставки.
Свои репортерские работы рискнули выставить немногие. Кроме тт. Федосеева, Зиверта, Мицкевича, с репортажем выступили тт. Б р о д-
с к и й, X а и к и н, Мазелев, Сэккэ, Г е р- т о в и Янов.
Наиболее ярко представлены тт. Бродский и Хавкин. Тов. Бродский, в отличие от многих авторов, дал небольшое количество сним
ков, не разбавил их малоценными работами. Особенно удачны его снимки «Массовый танец на площади», «Портрет т. Тельмана», «Портрет танкистов», «Заседание Ленсовета». Танцы вообще снимать очень трудно. Нужно найти мо
мент, когда каждый из танцующих достаточно грациозен, динамичен и не искажен. Такой момент т. Бродский нашел для десятков танцую
щих. Портрет т. Тельмана, сделанный во время V Конгресса Коминтерна, хорош по своей выразительности и по совершенной простоте.
Тов. Хаикин не сумел отобрать самое ценное из своих работ и, наряду с исключительно мастерскими репортажными портретами тт. Кирова, Жданова, колхозницы Пигановой, депутатки Совета, наряду с очень интересным сним
ком «Торпедный залп», где торпеда снята в момент вылета, дал слабые снимки флота. Тов. Хаикин показал себя отличным портретистом. Особенно хороши портрет С. М. Кирова на трибуне и портрет А. А. Жданова, слушающего радио.
Тов. Сэккэ—растущий фотоработник, но еще не уверенный в себе. Это сказалось на выборе им работ для экспозиции. Он выставил интересный репортерский снимок «Тов. Жданов принимает цветы», несколько самых сильных на выставке снимков флота («На вахте», «Готовы к бою») « одновременно дал малоинтересные снимки «Групповой парашютный пры
жок», где не чувствуется группового прыжка, и зря расхваленную «Девушку на демонстрации».
Особо нужно поговорить о т. Чертове. Он репортер «Красной газеты». В своей работе
он чрезвычайно оперативен, снимает много и быстро. Однако, работать над качеством сним
ка (со стороны техники) не умеет и не хочет. Он как-то заявил, что не может эксперимен
тировать даже с проявителем, так как «у меня каждый кусок пленки — оперативный кадр. Испробую новый проявитель, а вдруг не вый
дет». Он не привык отделывать свои снимки:
лишь бы сдать в газету, а там ретушь вывезет или сетка съест. Эта же черта сказалась и на
работах, представленных для выставки. Они все очень плохо напечатаны и выполнены хуже, чем задуманы. «Девушка со знаменем»—сни
мок явно плакатный, но он не скадрирован, и все движение, вея динамика снимка пропадают из-за того, что на заднем плане—скучный дом и неподвижные люди. «Семья летчицы» загублена печатью, «Лыжник» недодуман.
Также недоделаны работы и у т. Янова. Впрочем, этот упрек относится к большин
ству участников выставки, которые не сумели отсеять действительно ценные работы от малозначительных и, гонясь за большой «жилплощадью», способствовали засорению выстав
ки. Если бы был более строгий выбор, если бы выставочный комитет не допустил либерализма, то количество экспонатов было бы сокращено, не все авторы выставлены, но выставка была бы более полноценной. Бесспорно выиграли бы и авторы, которые были бы представлены лучшими своими снимками.