Творческие проблемы

С. Морозов

Против канонов в фотоискусстве

Бесспорно, настал срок полным голосом заговорить о советском художественном «игро
вом фото». Вад. Волков, автор интересной и своевременной статьи в № 10 «Советского фо
то» на эту тему, названной не совсем удачно:
«Право на выдумку», зря приглушает голос, делая правильный вывод, что подлинное фото
искусство требует полной власти художника над объектами съемки, требует от художника работы режиссера, компонующего объекты согласно своему замыслу.
Половинчатость, существующая до сих пор в решении вопроса о допустимых границах так называемой организации материала при съемке, больше не может быть терпима. Вад. Вол
ков выступил на эту тему с убедительными ар
гументами. Отдельные неточности и спорные суждения (например, отрицание композицион
ных возможностей в фоторепортаже и др.) не умаляют ценности статьи.
Это —старая традиция: стирать остроту вопроса о взаимосвязях фоторепортажа и худо
жественной фотографии. Несколько лет назад можно было лишь предугадывать намечавшееся уже тогда различие (методов фоторепортажа и других видов фотоискусства, так как советская фотография (если не брать в счет небольшого крупа фотографов-художников, «имитаторовживописи) почти целиком укладывалась в границах боевого репортажа. Теперь дело изменилось. Воспиталась добрая когорта фотогра
фов (А. Скурихин, Дм. Дебабов, Г. Зельма, С. Фридлянд, М. Марков, М. Озерский, М. Ка
лашников, А. Шайхет, Г. Петрусов, М. Прехнер, М. Альперт, И. Шагни и др.), которой иногда тесно в фоторепортаже. У них проявляют
ся склонности смело, властно распоряжаться природой и объектами, не только отражать документы, но создавать образы. Как бы ни бы
ла значительна роль фоторепортажа, как бы «и захватывала этих мастеров своим содержа
нием советская хроника, минута, час, день — сроки работы фоторепортера— неизбежно огра
ничивают творческие замыслы художника. С глубокой болью ощущается эта ограничен
ность возможностей некоторыми фотографами, по своим влечениям и характеру склоняющими
ся к более спокойной, методичной работе над замыслом.
Речь мы ведем не о съемке событий: там от фотографа требуются острота глаза, наблюда
тельность, оперативность, (знание техники и композиционных приемов. П. Новицкий, Ф. Ки
слов, Н. Петров, В. Мусинов, В. Темин,—имеющие разный опыт и стаж, — отличные фоторепортеры. Они не задаются замыслами, требую
щими длительного обдумывания. Их сила — в уменьи охватить лишь историческую, неповторяющуюся минуту. Нет, мы ведем речь о больших темах фотокартин, о «вынашиваемых» художником образах, которые по силе воздей
ствия на зрителей могли бы соревноваться с образами, создаваемыми в других искусствах.
Вспомним тематику фотоконкурса «Правды1935—1936 гг. Любовь, дружба, семья, материн
ство, геройство, доблесть. Эти темы как программные должны были бы с радостью под
хватить лучшие фотографы страны. Но как раз на эту тематику ни в «Правду», ни в дру
гие газеты и (журналы сильных снимков почти не поступило. Подобные темы обобщающего характера органически входят в содержание произведений других искусств. Но они выпали из практики фотохудожников.
Нам приходилось беседовать с фотографами о трудностях такого рода съемок. Тематика конкурса «Правды» вызвала у них горячее же
лание взяться за разработку этих благодарных тем. Но даже самые лучшие снимки оказывались столь далекими от первоначальных за
манчивых замыслов, что авторы не решались эти неловкие этюды выдавать за серьезные опыты.
Ограниченность, недостаточность, неполноценность метода — вот в чем порок нашей работы.
Дружба! Сколько интересных картин -на эту тему знает история живописи. Сколько разно
образных сюжетов можно отыскать на тему дружбы в советской действительности. Но как снять? Предположим, найдены объекты, подходяща и «обстановка». Но, не выходя за преде
лы документальности фото, фотограф бессилен создать запоминающийся образ. Если даже выразителен основной материал, то сколько ос
тается мелочей — цепких, назойливых, иногда не видимых глазом; обязательно хоть одна из этих мелочей да -проберется в объектив и непоправимо губит кадр. Детали одежды, небритые лица, неудачные жесты,— сколько непри
ятностей и разочарований доставляют эти «ложки дегтя» фотомастерам. Под увеличите
лем, а иногда еще при скудном красном свете лабораторного фонаря обида за неудачи способна охладить творческое воображение самого пылкого патриота фотоискусства.
Правда, на помощь приходит ретушер, он сводит бородавки со щек героев и пришивает пуговицы на пиджаке, -он взбивает «кудри» ку
старникам и до блеска полирует запыленные фары автомашин. Клише может получиться неплохое. Но причем тут фотоискусство?