Вечная тема — любовь. Немыслимо изобразительное искусство, не способное отразить эту глубокую тему. Фотоискусство, скованное рамками «художественного протоколирования», ли
шено средств достойного разрешения темы любви. Не спорим, при помощи бокового ви
доискателя днем или, подкравшись к садовой беседке, вечером какой-нибудь не боящийся тумаков смельчак-фотограф сумеет, быть мо
жет, запечатлеть где-нибудь в колхозе нежное свидание. Но это скорее метод охотника-следопыта, чем художника. Снимок может полу
читься удачным, не лишенным остроумия или нежности. Но это — дело случая. Случай часто оказывается повивальной бабкой художественных фоторепортерских снимков. Может повезти и нашему фотографу. Но этот труд не будет зависеть от воли художника, этот снимок не явится результатом многих дней и ночей работы автора над замыслом.
Другое дело—создание фотокартины о любви, о дружбе и т. д. Картина выполнена со всею серьезностью, с выбором нужной обстановки и безымянных, но обладающих соответствующими чертами натурщиков, при тщательно разработанной композиции и технических приемах; такая фотокартина, полная ли
рики и тепла, несомненно с восторгом будет встречена зрителем. Такую картину, право, раскупят в любом тираже как достойное украшение музея, клуба, квартиры.
Материнство, героизм, семья, любовь к родине — сколько тем, захватывающих богатством связанных с ними эмоций, лежит за пре
делами возможностей наших фотомастеров. И только из-за соблюдения документальной «непорочности» фото, из-за догмы: «держись фактов!», которую боятся нарушить.
Нам довелось уже в статье об итогах прошлогодней дискуссии о проявлениях формализ
ма и .натурализма в фотографии («Советское фото» № 5—6, 1936 г.) писать о былой тенденции некоторых теоретиков советской фотографии сводить творческие проблемы фотоискусства к проблемам документальной фотографии.
В этой тенденции проявился в свое время один из видов формализма. Нынешняя «стыдливость» некоторых авторов статей и руково
дителей фотодела, неизменно выдающая себя при оценке предложений о пересмотре и обогащении творческих методов фотографии, является, независимо от благих намерений това
рищей, своеобразным видом защиты, скажем прямо, вредных фотографических теориек, тормозящих развитие советского фотоискусства.
Документальная советская фотография растет. Фоторепортаж усваивает новые методы: высокую оперативность, передачу снимков на расстоянии по бильдаппарату и т. д. Фотоин
формационный снимок стал основным видом газетных иллюстраций. Но надо защищать честь фотоискусства и в других, так сказать, более академических его видах. Одна из таких заманчивых своими перспективами областей
работы—«игровое фото». Термин условный и. быть может, опорный. Мы не беремся в этой статье перечислять технические возможности, таящиеся в такого рода съемках. Вад. Волков
перечислил некоторые из них. Без споров тут не обойтись. Но дело не в одной технике. И не в том дело, впервые ли в мировой фотографической печати ставятся эти вопросы.
Дайте, скажем, А. П. Штеренбергу тему: «Семья молодого колхозника». Создайте усло
вии для работы. Мы убеждены, что в течение двух летних месяцев будет создана в высшей степени интересная фотокартина, которую можно будет не раз переиздавать.
Так работают писатели, так работают живописцы. Так пора начать работать и фотохудожникам. Одновременно с романом, белле
трист зачастую—по заданию редакций—пишет газетные очерки, художник, разрабатывая за
мысел большого полотна, с радостью исполняет для газеты акварельные рисунки.
Нечего опасаться «за отрыв» от фоторепортажа некоторых фотографов, которые .займутся работой над фотокартинами. Они, воспитан
ные печатью, всегда сочтут за честь выполнить ответственное поручение газеты.
По-серьезному, без банального: «с одной стороны и с другой стороны», нужно поставить перед нашей фотообщественностью вопрос о расширении творческих методов фотографии. Довольно обеднять силу фотоискусства.
Можно найти немало организационных форм, которые (помогут развитию новых методов ра
боты. Следовало бы для начала, например, при «Фотохудожнике» создать экспериментальный павильон, в котором до перехода на натурную съемку можно было бы проводить опыты. По
давляющее большинство наших мастеров не знает, к примеру, анатомии человеческого тела.
Мы начали тщательно изучать заброшенные было позитивные процессы (гуммидрук, бромомасло и др.), а опыт «стариков» в области съемки человеческого тела вовсе не используем. Для работников изобразительных ис
кусств забывчивость непростительная. Наличие павильона поможет потренироваться каждому мастеру, который серьезно возьмется за разработку какой-нибудь темы для фотокартины.
Мы убеждены, что среди фотографов найдется немало искателей новых творческих возможностей фотоискусства. Можно будет ис
пользовать для работы уже лето этого года. Дело «Фотохудожника» помочь начинанию.