Фоторепортаж

Наблюдения и выводы

Ко мне обратились с вопросом: над чем я собираюсь работать в ближайшие 3—4 месяца? Но такой вопрос фоторепортеру кажется Мне несколько странным.
Я всегда наготове, накапливаю материал, слежу за происходящими событиями в нашей стране и за рубежам, стараюсь своевременно откликнуться на них, твердо зная, что яркий снимок, показывающий кипучее строительство в нашей стране, ее замечательных людей, радует наших друзей, вызывает бешеную ненависть врага.
Я люблю жизнь, люблю газету. Мне не приходится фантазировать в поисках тем. Жизнь настолько ярка и содержательна, что порой меня страшит, чтобы я не потонул в изобилии материала.
Самое важное для нас, фоторепортеров, уметь своевременно отобрать главное, уметь в малом видеть великое.
Недавно я был в селе Ломоватом, Черкасского района, Киевской области. Что я там увидел? В Доме культуры колхозники про
водили шахматный турнир,— надо снять. Мне показали новый санаторий колхоза, построен
ный на поляне красивого соснового леса,— надо снять. Взобрался на пожарную вышку,— передо мной раскрылась панорама нового колхозного села: Дом культуры, правление кол
хоза, новая школа, спортивная площадка, га
раж, улица, обсаженная деревьями,— как не снять! Захожу в дом колхозника, его рекомендуют: «Это наш пушкинист». Захожу
в другой дом, узнаю: колхозница имеет дво
их детей, взяла на воспитание сироту. В селе имеется свой Дворец пионеров и октябрят. Все это невольно захватывает. Но ведь нельзя столько снимков сделать в одном селе! Пришлось выбрать несколько тем: новое село (панорама), сельская интеллигенция (шахмат
ный турнир и колхозница в парткабинете). Эти снимки были помещены в «Правде».
Станиславский—мировая величина в театральном искусстве. Театр—искусство синтети
ческое, оно заключаете себе все виды искусств (музыку, танец, живопись, кино и т. д.). Для создания образов, для воспроизведения эпохи, в которой живут действующие лица, нужна огромная, упорная, длительная, вдумчивая работа.
К сожалению, некоторые фоторепортеры совершенно необоснованно возомнили о себе, как о «Станиславских в фотографии», непра
вильно ориентируют молодежь, убивают у нее самое ценное качество — оперативность. Молодой, начинающий фотокор вполне естест
венно подражает фотомастерам, учится у них, прислушивается к их мнению, а те нередко дают такой совет: «Фоторепортеру нужно работать летом, а зимой отдыхать и развлекаться».
Если мы обратимся к крупнейшим живописцам современности, то увидим, что Репин, например, этот гениальный реалист, черпав
ший темы прямо из действительности, всегда стремился передать жизнь в динамике, в движении.
Фотоискусство в его ведущей части—репортаже— по своей природе — живое, сама жизнь. И мы, фоторепортеры, должны с зор
костью, трудолюбием, с огромной, неустанной, любовью создавать документы великой сталинской эпохи.
А у нас есть такие товарищи, которые, похлопывая иного фотографа по плечу, поощрительно говорят: «Он способный, талантливый фоторепортер, но лодырь».
Такого фоторепортера пытаются иногда да
же подымать на щит. Не выйдет!
Н. Колли (Киев)
* * *
Не во время съемки надо раздумывать. Подготавливать себя к съемке надо значи
тельно раньше, а на съемке фоторепортер— весь внимание, находчивость, подвижность.
Политическая целеустремленность, острота взгляда, сообразительность, художественное чутье—эти качества обеспечивают успех работы фоторепортера. Репортаж — это жизнь.
Ко мне как-то обратился на одном заводе пожилой рабочий: «Какие вы счастливые —
корреспонденты. Вы все время находитесь на передовой линии, бываете при всех событиях,
часто видите вождей народа. Это большое счастье».
Я ответил: «Это счастье нас обязывает быстро, ярко показывать массам то, что мы видим».
* * *
Мой приятель Л., опытный фоторепортер, в прошлом работавший весьма оперативно. Встретившись со мной, Л. съязвил: «Я думал,
что ты приехал в Киев для творческой работы. Работать не спеша, думать над одним
снимком. А ты превратился в мальчишку на побегушках, мечешься, снимаешь хронику».
По его мнению выходило, что репортаж— черновая работа, что над одним, снимком нужно работать месяцами. Наивная и вредная теория!
Я себе представляю такого репортера во время съемки событий. Он забрался на са
мую высокую точку, держит в руках аппарат и кричит: «Остановитесь! Спокойно! Я еще не обдумал, как снять».
* * *
На Чрезвычайном съезде советов Украины я встретился с С. Фридляндом. Это — прекрасный фоторепортер, но сейчас он, по-моему,