Фотогазета ленинградского отделения Союзфото, №№ 1—32 за 1936 г.
Фотогазета — действенное орудие агитации, пропаганды и организации масс. Она завоевала себе свое определенное и большое место на улицах, в цехах, жактах, клубах, парткабине
тах и т. д. Фотогазета смотрится с интересом, снимки хорошо запоминаются.
Ленинградское отделение Союзфото издает с февраля 1936 г. фотогазету «Декада». Тираж ее к началу 1937 г. достиг 800 экз. Газета вывешивается в клубах, красных уголках, кино
театрах, домах культуры, воинских частях. Можно безошибочно утверждать, что фотога
зету смотрят десятки тысяч зрителей-читателей.
Как правило, фотогазета делается на местном ленинградском материале. Однако, газета стр0ится совершенно самостоятельно и, по
скольку это так, редакция «Декады» обязана своевременно, полно откликаться на все основ
ные события, показывать их, пропагандировать, агитировать за них, вокруг них формировать мнение советской общественности.
1936 г. войдет в историю как год Сталинской Конституции, первый стахановский год, год невиданного роста социалистической куль
туры, укрепления мощи Советского Союза, как год развертывания новой, социалистической демократии, выразившейся наиболее ярко во
всенародном обсуждении проекта Конституции В 1936 г. колхозная деревня сделала большой шаг к тому, чтобы выполнить директиву то
варища Сталина о сборе 7—8 млрд. пудов зерновых культур, а Ленинградская область к тому, чтобы окончательно из области потребляющей стать производящей.
Попробуем проанализировать, как «Декадаоткликалась на все ведущие вопросы социалистического строительства, как она мобилизовала массы. Для этого приведем несколько цифр.
В 32 номерах газеты помещено 495 листов размером от 13 * 18 до 24 * 30. Из этого количества основные политические события (об
суждение проекта Конституции, Съезд советов, отклики на борьбу в Испании), а также отклики на закон об абортах отняли всего 68 листов,
или 13,5%. Это чрезвычайно мало, если учесть, что вопросам отдыха (театр, кино, парки куль
туры, самодеятельность) было уделено столько же места. Если же прибавить к этому и спорт, то количество листов, отведенных отдыху, со
ставит 107 листов (b полтора раза больше, чем листов, посвященных самым важным политическим событиям 1936 г.).
Обсуждению проекта Конституции, Съезду советов, изучению доклада товарища Сталина и отчетам делегатов уделено 48 листов. Освещение вопросов Конституции «Декада» начала с № 15. Из 17 номеров, вышедших с того момента, Конституции упоминается лишь в 11.
Фотогазета могла и должна была за пять месяцев, пока продолжалось обсуждение проекта Конституции, помазать, что «Конституция
есть регистрация и законодательное закрепление тех завоеваний, которые уже добыты и обеспечены» (Сталин). Газета могла из номера в номер показывать в выразительных снимках завоеванные права на труд, образование, отдых и т. д. Взамен этого в одном номере газеты (№ 18) отведено всего по 1 — 2 листа ка
ждой из этих тем; все скомкано и показано довольно примитивно. Больше к этой теме га
зета не возвращается, и дальнейшее освещение Конституции сводится к показу собраний, где проводится обсуждение, где она изучается,
подготовке к Съезду, показу Съезда и отчетов делегатов. Не сделано главного—не раскрыто внутреннее содержание этих исторических дней, а показана только внешняя сторона обсуждения проекта Конституции.
Та же история с обсуждением закона об абортах. Проект закона очень горячо и подробно обсуждался. Задача фотогазеты состояла в том, чтобы показать, что только в усло
виях социалистического общества материнство становится подлинной радостью. И здесь газета ограничилась шестью листами в одном но
мере, отвела место всему понемногу: и обсуж
дению, и очагам, и дому матери и ребенка, и обезболиванию родов, и молочной кухне. И опять все скомкано, тема названа, но не рас
крыта, к теме подошли формально, от темы отписались и больше к ней не возвращались.
Ленинград — крупнейший промышленный центр, центр точного машиностроения, имеющий отличные кадры, замечательных стаханов
цев. По газете это не чувствуется. Стахановскому движению (включая и область) и про
изводственным вопросам отведено за год 25 снимков,— 5% общего количества! Если в по
рядке показа людей сюда прибавить портреты награжденных орденами (в газете показаны только льноводы, механизаторы сельского хо
зяйства, железнодорожники и т. Сметанин), то и тогда процент вырастет всего, до семи с по
ловиной. Для Ленинграда, его промышленности, его людей—маловато.
«Декада» взяла курс на освещение вопросов культуры и отдыха, которым отведано в общей сложности 25,4% листов. Показ достижений культуры, бесспорно, необходим, но в газете явно чувствуется чрезмерный «культурниче
ский» уклон. Так, из 126 листов, отведенных вопросам культуры, 19 листов посвящено уче
бе; пригородам Ленинграда и местам отдыха— 26 листов. Спорт всех видов (сюда не включе
на авиация, указанная по разделу обороны) занимает 44 листа, т. е. почти столько же, сколько и Конституция.
Совершенно не представлена в фотогазете область, ибо нельзя считать за отражение жиз
ни области 25 случайных по тематике листов. Среди этих снимков встречается «отклик», вер
нее, фотографическая отписка в связи с очередными кампаниями по севу и уборочной.
Хорошо показана в снимках оборона нашей

«Д е к а д а»

И. Лукьянов