рассказывают дома, соседям, приятелям то, что они слышали на съезде или совещании и что оглашению не подлежит. Иногда из обрывков случайно подслушанных фраз упомянутые «кумушки» делают свои безапелляционные пред
положения и выводы, которые нередко служат питательной почвой для злостных обывательских оплетен.
Люди, страдающие этой болезнью, невольно становятся пособниками врагов.
Наш великий вождь товарищ Сталин в докладе на мартовском пленуме ЦК ВКП (б), касаясь некоторых беспечных партийных товари
щей, сказал: «Они забыли, что Советский Союз находится в обстановке капиталистического окружения. У нас принято болтать о капиталистическом окружении, но не хотят вдуматься, что это за штука—капиталистическое окру
жение. Капиталистическое окружение — это не пустая фраза, это очень реальное и неприят
ное явление. Капиталистическое окружение — это значит, что имеется одна страна, Советский Союз, которая установила у себя социалисти
ческие порядки, и имеется, кроме того, много стран—буржуазные страны, которые продол
жают вести капиталистический образ жизни и
которые окружают Советский Союз, выжидая случая для того, чтобы напасть на него, раз
бить его или, во всяком случае — подорвать его мощь и ослабить его».
И далее: «Необходимо помнить и никогда не забывать, что капиталистическое окружение является основным фактом, определяющим международное положение Советского Союза.
Помнить и никогда не забывать, что пока есть капиталистическое окружение,—будут и
вредители, диверсанты, шпионы, террористы, засылаемые в тылы Советского Союза разведы
вательными органами иностранных государств, помнить об этом и вести борьбу с теми товарищами, которые недооценивают значения факта капиталистического окружения, которые недооценивают силы и значения вредительства».
Из этих указаний товарища Сталина становится понятным, в какой обстановке мы находимся и что от нас требуется.
На какие подлости способны шпионы, враги народа, ясно всем, кто читал статью С. Уралова «О некоторых коварных приемах вербовочной работы иностранных разведок», напечатан
ную в «Правде» 4 мая 1937 года и изданную отдельной брошюрой Партиздатом.
Здесь уместно привести случай с фоторепортером Б. К нему в лабораторию вошел как-то незнакомый человек и обратился с вопросом: «Мне сказали, что у вас имеются замечательные снимки с маневров?» Фоторепортер отве
тил: «Да, есть, прямо выставочные работы». Посетитель говорит: «Я художник, мне заказаны к юбилею Красной Армии картины «Красная Армия на страже» и я хотел бы воспользоваться вашими работами».
Польщенный лестью художника, фотокорреспондент, по своей наивности, разрешил ему
отобрать негативы... Спустя некоторое время при переходе границы был задержан шпион, у которого нашли фотоснимки этого фотокорреспондента, снимки, имеющие оборонное значение.
По своей преступной беспечности этот фоторепортер совершил государственное преступление. И за это он, конечно, несет суровую ответственность.
Фоторепортеры подчас делают «обиженный вид», когда им не разрешают снимать красно
армейцев, командиров у самолетов и танков. «Что тут особенного? Ведь я снимаю только маленький кусочек для фона», — «обижаютсяиные фоторепортеры и удивляются чрезмерной осторожности командиров.
В беседе полковник одной из частей сказал нам: «Мы боимся фоторепортеров, как огня. Они несерьезно относятся к хранению военной тайны. Снимая кусочек фона, — самолета или ганка — они считают, что это «мелочь», чепу
ха. Но знают ли они, что в штабах контрразведок сидит целый штат людей с увеличитель
ными и измерительными приборами, которые собирают из наших газет и снимков, получен
ных разными путями, отдельные кусочки фона самолетов и танков. Один фоторепортер снял кусочек фона самолета спереди, другой—сзади, третий—середину. В контрразведках кропот
ливо собирают эти «обрывки», склеивают их, измеряют и таким путем узнают конструкцию того или иного самолета или танка».
Это нужно знать.
Товарищ Сталин в докладе на пленуме ЦК отмечал, что партийные и непартийные большевики должны знать цели и задачи, практи
ку и технику вредительско-диверсионной и шпионской работы иностранных разведыватель
ных органов, чтобы легче было распознавать врага и разоружить «беспринципную и безыдейную банду вредителей, диверсантов, шпионов, убийц, работающих по найму у иностранных разведывательных органов».
Отражая в фотоснимках жизнь и быт Красной Армии, надо, конечно, показывать ее рас
тущую мощь, не расшифровывая, однако, характерных особенностей и размеров этой мо
щи. В каждом отдельном случае необходимо внимательно прислушиваться к тем указаниям, которые дают командиры частей, строго со
блюдая их требования о том, что и как снимать.
***
Осмотрев ряд лабораторий фотокорреспондентов, мы обнаружили безобразное хранение архива. Негативы разбросаны, отпечатки ва
ляются где лопало, в лабораторию заходит кто угодно. Фотокорреспондент часто оставляет в ней посторонних посетителей. Негативы, которые кажутся композиционно неинте
ресными, они стригут и выбрасывают в угол— уборщица-де подметет.
Пора всем фотокорреспондентам завести строгий порядок в лаборатории и бережно хранить негативы, представляющие политическую и общественную ценность.
***
Кого и как показывать в газете?
Это вопрос чрезвычайно важный. Всем ясно, что фотографировать для газеты надо людей, достойных того, чтобы их знала страна, и поэтому полагаться на свою интуицию при отборе людей для съемки недопустимо.