развития, а путь фотохудожника лежит якобы на каких-то других дорогах.
Какие же это пути-дороги?
За последние годы Межеричер усиленно «ратовал» за внимание к старым мастерам — фо
тохудожинкам. Слов нет, внимание к ним и большая забота необходимы. Но за этой шир
мой троцкист ухитрялся скрыть определенное стремление привить работникам советской фотографии симпатии и к тем работам ста
рых фотохудожников, в которых ярче всего отражалась их оторванность от сегодняшнего дня, от советской действительности. Этим он старался нанести двойной удар по советскому фотоискусству: затормозить перестройку старых мастеров и сбить с правильного пути наши молодые кадры фоторепортеров.
Сквозь витиеватую путанность и хитро оплетенное словесное трюкачество неизменно про
глядывают уши вредителя. В своей статье о творчестве А. Штеренберга Межери
чер писал, что, дескать, в истории искусств мы встречаем художников двоякого рода: твор
чество одних развертывается, так сказать, «вширь», а у других оно развивается «вглубь». Одни раскрывают перед нами картину много
гранной творческой личности: мы видим у них
и портрет, и ландшафт, и иные вещи; кажется, что фотохудожник не способен насытиться одним жанром, он переходит от сюжета к сюжету.
Другие, наоборот, являют нам намеченный, выдержанный путь е д и н о о б р а зной тематики.
Двигают искусство вперед, по утверждению Межеричера, только художники второго рода.
Что это, как не все то же стремление охаять фоторепортаж, увести фоторепортера от показа многогранной, многосюжетной совет
ской действительности? И дальше, в этой же статье высказывается сожаление, что т. Штеренберг, работая по фоторепортажу, принадле
жит к художникам первого рода, т. е. к тем, которые, по троцкистской теории не двигают будто бы искусство вперед. Межеричер прямо утверждал, что в современных условиях фоторепортер выполняет не только задачу соб
ственно фотосъемки; очень часто ему предварительно нужно проделать длинную и не всегда приятную работу по получению всевоз
можных разрешений, по организации материа
ла, по созданию условий съемки и т. п. Это сделало работу фоторепортера подчас просто тягостной для него, что иногда прямо подсекает-де его творческий порыв.
По первому отделу Всесоюзной выставки отобраны лучшие работы Музея Ленина, Центроархива, Союзкинохроники. Из Ленин
Так осторожно, хитро, а в конечном счете, нагло и предательски «работал» троцкист, стараясь дискредитировать фоторепортаж, решающий наиболее острые и ответственные политические задачи советской фотографии.
Его влияние, к сожалению, успело отрицательно отразиться на творческой практике не
которых фоторепортеров, в том числе и на моей. Оно выразилось в частичном уходе ряда видных фотоработников от фоторепортажа.
Троцкист в течение ряда лет оставался безнаказанным в результате потери бдительности в фотографических кругах и пренебрежения к теоретическим вопросам фотоискусства.
А, между тем, сигналы о вредительской деятельности были. Достаточно bспомнить отбор
работ для выставки магазина «Фотохудожник»,
в которой активно участвовал Межеричер. Ко дню открытия магазина выяснилось, что подавляющее большинство отобранных работ со
стоит из беспредметных пейзажей и различных фотографических «опусов», ничего общего с сегодняшним днем советской страны не имею
щих. Пришлось в срочном порядке «осовременивать» выставку.
Сюда же относятся попытки Межеричера «поднять на щит» примитивно раскрашенные этюды т. Андреева и объявить их «последним» достижением советского фотоискусства.
Особенно ярко отразилось влияние Межеричера при подборе работ для выставки в Праге. В этом случае тревожный сигнал мы по
лучили из Праги от людей, желавших видеть в наших экспонатах именно Советскую страну, а не вообще Россию.
Ту же линию он пытался провести и при подготовке к Лондонской выставке, всюду и везде настаивая, что туда надо посылать только «художественные вещи» и не давать места фоторепортажу.
Творческие работники чувствовали какие-то нелады в «теоретической» деятельности Ме
жеричера, но подрывная контрреволюционная работа троцкиста была разоблачена до конца только в последнее время.
Выводы ясны: о бдительности на фотографическом фронте нужно не только говорить. Бдительность не на словах, а на деле, и в каж
дом деле глубокое овладение большевизмом должно стать первой и органической частью
деятельности каждого работника советской Фотографии. Политическое и творческое вос
питание наших кадров, теоретическую работу в области фотографии необходимо поднять на должную высоту.
К 1-й Всесоюзной выставке фотоискусства
градского Центроархива будут использованы редчайшие снимки П. Оцупа, В. Булла, Я. Штейнберга и других.
Идет усиленная подготовка к предстоящей в ноябре 1-й Всесоюзной выставке фотоискусства.

Исторические снимки

Фотобумага для участников выставки

В первых числах июля комитетам содействия разослана фотобумага для участников выставки.