Виноградову рядом со своей дневной выработкой. Повторять этот прием до бесконечности, разумеется, нельзя, а новых попыток выразительно показать эту тему что-то не видно.
Нельзя мириться с попытками отдельных фоторепортеров уклониться от сложной тема
тики, требующей большой усидчивой работы, подчас длительного наблюдения, глубокого изучения темы. Нельзя подходить к такой теме с меркой повседневного, рядового хрони
кального снимка, хотя и от хроникального снимка мы вправе требовать высокого художественного качества, продуманной компози
ции. Разве бывает так, чтобы фоторепортер заблаговременно готовился к такой рядовой съемке, как, например, гоночные соревнова
ния? Фоторепортеру всегда некогда в таких случаях, он не находит времени для того, чтобы «прорепетировать» будущую съемку: наме
тить наиболее выигрышную точку съемки, обеспечивающую получение наибольшей эксп
рессии в снимке, лучшее освещение, компози
ционную законченность. Надо понять, что, как правило, высокохудожественные снимки случайно не создаются. Тут нужен творчески продуманный подход. Еще в большей мере это относится к «трудоемким» темам, к темам, которые отдельные фотографы почему-то считают «нефотогеничными».
А темы колхозного строительства, побед социалистического сельского хозяйства? Разве можно считать, что фотографически они ис
черпаны? Конечно, нет. Мы имеем, правда, здесь определенный сдвиг. Опрокинуты вредные утверждения о нефотогеничности сель
скохозяйственной тематики. Фоторепортеры
немало поработали, в этой области и добились неплохих результатов. За последнее время, однако, эта тема показывается как-то шаблонно, примитивно, поверхностно. Колхозная зажиточность еще не получила полного и худо
жественно целостного отображения в фотографии. Мы не видим на снимках приусадеб
ного участка колхозника. Электричество в кол
хозе, в применений к полевым работам и в быту, показано чрезвычайно слабо. Электрический утюг в колхозе—предел тематической
находчивости фоторепортера. Между тем, электричество широко вошло в повседневную практику колхозов,—электропахота, электромельницы, строительство новых электростанций и т. д.
Еще чрезвычайно слабо и неуверенно отображены в фотоискусстве темы дружбы людей, братства народов, темы преданности ро
дине, любви к ней, героика наших будней, замечательные люди нашей страны. Мы являемся свидетелями повседневного героизма, проявляемого советскими людьми,—будь то старик-колхозник, посылающий на смену геройски погибшего сына-пограничника другого своего сына, или юный пионер, отважно задержи
вающий нарушителя границы и уже с этого возраста приучающийся к выполнению своего
долга перед радиной, или работа эпроновцев, или смелый полет на планере в стратосферу, или, наконец, протрем евшие неувядаемой сла
вой на весь мир полеты советских самолетов на Северный полюс и в Соединенные Штаты Америки.
В области этой благодарной тематики нашим фотографам предстоит много и серьезно поработать, чтобы притти на выставку с высокохудожественными работами.
Весь этот перечень тематических пробелов вовсе не является исчерпывающим, но он подсказывает ту тематику, отображение которой даст выставке необходимую общественно-по
литическую направленность, покажет подлин
ное лицо нашей великой родины, ее творцов и строителей, величайшие победы, достигну
тые в стране социализма под руководством партии Ленина —Сталина.

СНИМКИ НА ПАРТИЙНЫЕ ТЕМЫ

Вопрос об освоении фотоискусством тематики партийной жизни в свете решений последнего пленума ЦК ВКП(б) безусловно остро назрел:
фоторепортеры на эту тему снимают еще очень мало.
В продолжение семи лет, с того времени как я начал работать в «Правде», мне пришлось сделать немало снимков, освещающих партийную работу. Но своими работами в этой области я недоволен, так как мне не удалось с до
статочной художественной выразительностью показать на страницах газеты тему овладения большевизмом.
Исключение составляют всего три удачных, по моему мнению, снимка.
Я заснял момент чистки партийных рядов в колхозе. На снимке — члены комиссии по чистке: коммунист, проходящий чистку, и сосре
доточенно слушающие колхозники. Внимание
колхозников к чистке особенно подчеркивается фигурой старика. Комната, где происходила чистка, не могла всех вместить, и седой старик устроился у окна, с улицы.
Другой снимок сделан в Донбассе. Секретарь парткома беседует с одним из шахтеров на фоне виднеющейся вдали шахты.
Третий снимок я сделал на заводе «Калибр». Фотография показывает комсомольцев, изуча
ющих историю партии. В снимке мне удалось показать культурную обстановку, в которой происходят занятия.
Некоторые фоторепортеры успешно работают по этой тематике. Так, например, тов. Гершович дал в «Рабочей Москве» ряд прекрасных работ.
Отличный снимок сделал недавно М. О з е р-
с к и й. Он удачно сфотографировал на Элек
М. Калашников