Коллектив фотографов

на канале Москва—Волга

Одного художника попросили как-то высказаться об искусстве фотографии. Он привел такой пример.
— Представим себе—оказал он,— что несколько художников, зрелых и опытных, решили написать один и тот же пейзаж, с одной и той же рабочей площадки. Результа
ты получатся неожиданные. Картины не будут повторять одна другую. Такова сущность искусства: каждый художник говорит своим язы
ком. Пусть попробуют снять тот же пейзаж с одной точки в один момент несколько фо
тографов — получится ряд более или менее схожих снимков. В этом — разница искусства живописи от фотографии.
Наш художник вынужден был бы существенно изменить свое мнение, если бы просмотрел работы коллектива фотографов, совершивших 4—9 августа с. г. творческую поездку по каналу Москва — Волга. Около тридцати фо
торепортеров, фотохудожников, работников прикладной фотографии и фотолюбителей участвовали в этой поучительной поездке, организованной оргбюро фотосекции ЦК со
юза кинофотоработников и Союзфото. Почти пять дней пробыли участники этой экскурсии на канале. Пароход «Алексей Стаханов» оста
навливался на всех участках трассы, заходил в водохранилища, причаливал к плотинам, во
досбросам и — просто — к живописным берегам канала.
Казалось, что одновременная работа большого коллектива фотоработников, действитель
но, приведет к повторению одних и тех же кадров. Но даже первый беглый просмотр за
снятого материала рассеял сомнения. Ни один из мастеров, обладающих своей творческой манерой, и в малой степени не почувствовал какого бы то ни было стеснения в необычных условиях работы и дал серию снимков, сохранив свой стиль, по-своему отразив заме
чательные сооружения. Буквально с одной точки снятые виды канала смотрятся, как ори
гинальные, не повторяющие один другого снимки. Многообразие художественных возможностей, заложенных в фотографии, рас
крывается с большой убедительностью в сериях снимков участников поездки.
Перед нами работы Ю. Еремина. Это имя много лет на страницах наших журналов слу
жило синонимом понятия о фотохудожнике, отображающем уходящее, далеком от советской тематики.
И вот Ю. Еремин—на трассе замечательного канала, воплощающего в себе мощь и славу молодой советской индустрии. В результате— блестящая серия снимков.
Можно было бы сделать упрек Ю. Еремину. Увлеченный богатством световых возможно
стей, он в ряде снимков канала свел свою работу к разрешению чисто формальных, этюдных задач. По серии Ю. Еремина трудно су
дить и о масштабах сооружения. Этот упрек был бы справедлив. Подобные недостатки не умаляют, однако, достоинств работ Еремина, сумевшего в своем творческом плане многообразно показать замечательнейший канал.
Другой автор—Н. Андреев. Пейзажист. Мастер мягкорисующей оптики, многие годы увлекавшийся «чистыми» пейзажами среднерусской полосы. Н. Андреев впервые на канале сталкивается с непривычными объектами— сооружениями строгих форм. Вместо стогов
сена, березовых рощ, извилистых речек—на матовом стекле его испытанной «зеркалкижелезобетонные конструкции, массивные ворота шлюзов башни и водосбросы.
Пожалуй, можно было бы ожидать от фотографа растерянности, неудачи? Нет. И у Н. Андреева оказалась отличная серия любовно обработанных, весьма интересных и цельных по своему замыслу снимков.
Можно, пожалуй, упрекнуть его в излишней склонности к темной тональной гамме и в попытке как бы растворить строгие и мощные формы сооружений в мягких тонах окружающего пейзажа. Старые художественные тради
ции Н. Андреева иногда, чувствуется, довлеют над автором. Они упрямы, эти традиции, и сопротивляются вторжению в пейзажи новых мотивов. В целом все же серия работ, сде
ланных Н. Андреевым на канале,— значительный творческий успех автора.
Совершенно в другом роде серия снимков
А. Шайхета. С неутомимостью и упорством

С. А.