опытного фоторепортера он безошибочно выбирал верхние точки, позволившие наилучшим образом оттенить мощь, монументальность, простор канала—эти черты, характеризующие
величайшее гидротехническое сооружение эпохи.
Сохранил своеобразие в подходе к съемке М. Прехнер. Стремление к лаконизму и
экономии изобразительных средств, — цен
ное качество, свойственное методу работы этого фотографа,— сказалось и в его снимках канала.
Несколько сильных работ, отражающих архитектуру сооружений канала, хорошую тех
нику обработки снимков показали Н. Грановский и Н. Бирюков, А. Хлебников и А. Телешев,
Трудным испытанием оказалось подобное творческое соревнование для группы участни
ков поездки — фоторепортеров московских и киевских газет и Союзфото. Бесспорно, у мно
гих из них, как, например, у Н. Кубеева, А. Радина, А. Пархоменко, киевских фоторепортеров тт. Диамента, Лебедя и др.—наметанный глаз, есть умение быстро построить кадр, правильно схватить главные черты, характерные для объекта.
Но достаточно ли этих качеств?
Работа фотографа-художника тем и отличается от работы ремесленника, что индивиду
альность автора сказывается на всех стадиях его труда,—от продумывания замысла до окон
чательной отделки произведения. Подлинный художник еще при разработке замысла как бы видит уже перед собой будущее произведение. Фотохудожники — не исключение в этом смыс
ле. Когда фотограф-художник еще намечает
точку, с которой он снимет тог или иной объект, он сразу оценивает и световые, и то
нальные, и линейные особенности будущего кадра, оценивает задуманный кадр и в плане соответствия его общему замыслу, идее снимка или фотокартины. Он как бы мысленно доводит свою работу до конца, ясно представляя себе и особенности негативного и пози
тивного процессов. Весь комплекс труда, таким образом, учитывается художникам еще в начальной стадии работы.
С большим или меньшим отклонением от
этого творческого закона работают художникиживописцы. Целеустремленность, упорство, b
одинаковой мере внимательное отношение к любому процессу создания снимка,— от выбора точки съемки до заделки пятен на позитиве,— этими чертами характеризуется и сте
пень мастерства фотохудожника. Вот этих-то качеств и нет у многих фоторепортеров. Сто
ит ли удивляться поэтому, что в общем остроумные и свежие замыслы многих моло
дых участников творческой поездки на канал Москва — Волга оказывались иногда бесплод
ными, потому что результат труда—позитив— выходит из рук авторов слабым, дурно отделанным. Подобные изъяны проходят незамеченными, когда фотограф работает над вещью
в одиночку. Эти же самые недочеты крепко бьют автора, когда ему приходится соревноваться с более сильными мастерами.
Неумение обработать негатив, пренебрежение к печати снимка, подмена сложного искусства фотографии «хваткой» практика, на
бившего руку, рано или поздно сказываются в работе фотографа, недостаточно строго относящегося к себе.
Способный Н. Кубеев не знает в достаточной мере позитивного процесса. Торопливость не дает возможности сосредоточиться А. Радину, Л. Великжанину, А. Пархоменко. Отсут
ствие замысла, руководящей идеи, погоня за внешним эффектом, за оригинальными «точками съемки» и привели менее опытных работников к повторению одних и тех же кадров.
Предположим, что пейзаж с одного места пишут не опытные живописцы, а ученики, еще не овладевшие мастерством. Нет сомнения,
что их работы окажутся схожими. Каждый из них лишь более или менее удачно скопирует уголок природы. То же и с фотографами. Фотоаппарат в руках целеустремлен
ного мастера-фотографа, как и кисть в руках зрелого живописца,—средство художественной, неповторимей передачи изображения; фотоаппарат в руках неискусного человека — механическое средство копировки.
Соревнование коллектива фотографов, участников поездки на канал Москва — Волга, блестяще подтверждает этот неопровержимый закон искусства.

ФОТОВЫСТАВКА «КАНАЛ МОСКВА-ВОЛГА

В московском Доме печати 4 октября с. г. открылась выставка лучших работ из числа сделанных московскими и киевскими фотогра
фами во время творческой экскурсии по каналу Москва—Волга. Экскурсия была организована Оргбюро фотосекции ЦК союза кинофотоработников и Союзфото 4—9 августа с. г.
На выставке представлено около 120 работ. В «ей привяли участие тт. Андреев, Беляев, Бирюков, Бодэ, Великжанин, Диамент, Еремин, Грановский, Козловский, Козюк, Либерман, Лебедь, Прехнер, Солодовников, Стронько, Радин, Телешев, Хлебников, Шайхет и Шалашов.