Первая Всесоюзная выставка

фото искусства

А. Литвак

Возвращение к индустрии

Годы тысяча девятьсот тридцатый, тридцать первый, тридцать второй, тридцать третий... Мы помним их. Годы невиданных рекордов кладки кирпича и трехсменной работы экскаваторов, годы проникновения индустрии в си
бирскую тайгу и в казачьи станицы на берегу реки Урал, годы рождения первых домен Урало-Кузбасса и возникновения гигантских заво
дов на месте былых пустырей. Бессонные ночи в ожидании первого чугуна. Овации трактору Сталинграда, пришедшему в Москву. Эти дни и годы живут в нашей памяти, и время не сотрет живого дыхания эпохи.
Это дыхание эпохи зафиксировано в сотнях фотографий. Мы рассматриваем их сегодня, и перед нашими глазами встают штурмовые ночи Магнитки и кузнецкие дни, бои за ста
линградский трактор и уникальные машины Краматорки. Строительство тяжелой инду
стрии, создание ее гигантов было паролем всей страны, которая, напрягаясь, закладывала новые и новые крепости экономической не
зависимости. На площадках новостроек делали большое дело корреспонденты газет, строки их телеграфных сообщений и сегодня звучат внушительно с пожелтевших страниц газет. Мы читаем телеграмму из Магнитогорска:
«Раскаленный воздух еще не вдут в домну, но ряд цехов пришел в движение, работают турбовоздуходувки, действуют коксобатареи, 60 печей день и ночь выдают заводу кокс, вращаются рудодробилки, бункера, принимают руду и флюсы, электротурбины дают энергию, десятки сложных устройств и установок гонят воду с магистрали, электроэнергию с подстан
ции, пар с силовых машин. Бесчисленные транспортеры сортируют уголь, ленты мчат руду и кокс на передаточные установки. Механизм комбината тронулся в великий путь».
Мы читаем эти сообщения, и мы вспоминаем десятки фотографий, показавших стране и магнитогорскую домну, и работы по огнеупор
ной кладке, и установку механизмов, и самый пуск, и первый чугун.
Вспомним, что журнал «Строим», созданный в годы первой пятилетки, именно был пред
назначен для отображения в фотографиях строительства, развернувшегося в нашей стране. И приток фотоматериалов в журнал пре
вышал все возможности использования их на страницах журнала. Вспомним, что и «СССР на стройке» значительную часть своей «площади» посвящал отображению тяжелой индустрии.
Вспоминается середина 1934 г., когда было решено издать к VII Всесоюзному съезду со
ветов, в порядке дня которого стоял доклад Серго Орджоникидзе, альбом «Индустрия со
циализма». Стоило, что называется, кликнуть клич, и десятки фоторепортеров предложили сотни своих работ, в которых нашла отражение история индустриализации страны.
Пафос строительства сохранился на пленке фоторепортера. А пафос освоения новых пре
красных предприятий — эта тема показалась фоторепортерам «нефотогеничной». Нет слов, легче, конечно, заснять строительство цеха и с этой же точки произвести новый снимок через две недели,—два рядом поставленных
снимка произведут впечатление и зримо под
черкнут достижения ударников стройки за эти две недели. Труднее показать повседневную, будничную, величавую по своей строгости, прекрасную по простоте работу создателей новых машин, людей, которым послушны слож
нейшие механизмы. Труднее показать работу конструктора, лабораторию ученого, будничную деятельность стахановца. Труднее рас
крыть в фотографии все многообразие, всю сложность работы на предприятиях тяжелой индустрии, раскрыть так, чтобы зритель, за
чарованный величественной картиной индустриальной мощи нашей страны, долго-долго всматривался бы в фотографии, вызывающие дополнительное представление о нашей силе, о непобедимости страны, создавшей в кратчайший срок передовую индустрию социализма.
Мы создали и продолжаем создавать индустрию в местах, которые двадцать лет назад считались «гиблыми».
На наших глазах становятся высоко индустриальными Дальний Восток, Казахстан, Карелия и другие республики, области и края. Но счи
тается вполне нормальным, что фоторепортер, побывавший на Дальнем Востоке, не привез ни одного снимка на индустриальные темы. Но считается вполне закономерным, что наши жур
налы, при нужде, по сей день пользуются снимками, вошедшими в альбом «Казахстан». Снимки для этого альбома делались два с лишним года назад. Ничего более свежего об ин
дустриальном Казахстане наши фоторепортеры не предложат.
Короче: у наших мастеров фото пропал вкус к индустриальной тематике. Мастера фото
убеждены—и нужно сказать, что некоторые газеты и журналы всячески укрепляют их в этом убеждении,— что фото смеющейся девуш
ки «пройдет» быстрее, нежели вид цеха или завода или фото, показывающее,— но хоро