шо! — стахановца за работой. Поэтому девушки, катающиеся на коньках, преподносят
ся фоторепортерами лучше, чем стахановцы, овладевающие высотами техники.
В ноябре—декабре прошлого года, когда мы в редакции «Строим» делали последний но
мер года, посвященный показу лучших фото за год, положение у нас было затруднительным. Мы — журнал тяжелой промышленно
сти — не могли в числе лучших произведений фоторепортажа не показать нашей индустрии.
А товарищам фоторепортерам нечего было предъявить. Мы вынуждены были явно пойти
на снижение требований, предъявляемых к фото, чтобы отобрать вещи, отображающие в какой бы то ни было степени индустрию. Подлинного развернутого показа великого ста
хановского 1936 года не получилось потому,
что фоторепортеры в 1936 г. снимали отдых людей лучше, чем работу этих людей. А че
ловеческая жизнь слагается, ведь, не только из отдыха, как ни прекрасны и многообразны возможности отдыха, представляемые гражданам нашей страны.
Вкус к индустриальной тематике должен быть пробужден. Индустриальной тематике из мастеров фоторепортажа более или менее не изменяет А. Скурихин. В последнее время
в «Известиях» появились его работы, показывающие индустрию. Недавно привез из коман
дировки снимки магнитогорского гиганта Б. Дорофеев. Но где тт. Альперт, Дебабов,
Петрусов, Петров, Зельма, Прехнер, Лантан, Калашников, Кулешов, Халип, Шайхет, Шагин? Ведь в прошлом каждый из них мог блес
нуть снимками Днепрогэса и Магнитки, гигантов южной металлургии и Сталинград
ского тракторного, Ворошиловграда и Кривого Рога, Донбасса и Казахстана. Почему фоторепортеры ничего этого не показывают сейчас? На предстоящей к двадцатилетию вы
ставке мастеров фотоискусства они должны показать индустрию социализма! Ведь пред
стоящая выставка — это не только творческая выставка мастеров фотоискусства за двадцать лет, но и фотовыставка, показывающая страну за два десятилетия. А как можно показывать страну, не отображая сегодняшние достиже
ния индустрии социализма во всю их мощь и глубину, многообразие и красочность?
Индустриальная тематика ждет своего отображения в фотоискусстве! Советская общест
венность, советский народ, горячо любящий фотографию, радостно встретит возвращение фотомастеров к развернутому показу побед индустрии социализма.

«Как организовать фотовыставку

В печати все чаще попадаются сообщения об организации и открытии фотографических выставок в различных городах страны. До сих пор развитию фотовыставочного дела очень мешало отсутствие каких-либо материалов в помощь устроителям выставок.
Недавно выпущенная Союзфото и издательством «Искусство» брошюра «Как орга
низовать фотовыставку» несколько заполняет этот пробел. Брошюра издана на правах рукописи, напечатана стеклографическим спосо
бом, тем не менее, благодаря опрятной брошировке и четкой печати она имеет вполне удобочитаемый вид.
B брошюре собраны все необходимые инструктивные материалы для организаторов фотовыставок. Ознакомившись с брошюрой,
устроитель выставок сможет довольно точно судить о предстоящей работе и, руководясь приведенными советами, провести всю организационную работу.
Пожалуй, только первая глава — о тематике фотовыставок — недостаточно конкретна. Дан лишь очень беглый перечень тем. Глава слишком схематична. Надо было бы еще на двух-трех страницах дать более обстоятель
ные советы не только по выбору тематики, но и по отбору присланных на выставку ра
бот. Следовало сказать о необходимости строгого подхода к оценке снимков, тем более, что опыт ряда выставок, даже таких круп
ных, как ленинградская и киевская, показал, насколько снижает впечатление посетителя
выставки обилие посредственных, рядовых работ, пропускаемых жюри.
Следовало бы воздержаться также от указания рекомендуемого количества экспонатов. Автор брошюры называет цифру двухсот-четы
рехсот работ для экспонирования на областных и городских выставках (кроме крупных цент
ров: Ленинграда, Киева, Ростова-на-Дону и др., где максимальная цифра экспонатов доводится до пятисот-шестисот). Даже двести выставочных работ высокого качества—«нор
ма» очень серьезная для коллектива фотоработников ряда областей и городов, а четы
реста— просто непосильная. Задавшись такой «нормой», жюри вынуждено будет пропускать малохудожественные работы и этим по существу снижать ценность выставки.
Большую практическую помощь устроителям выставок окажут перечисленные и разо
бранные в брошюре виды мероприятий, связанных с проведением выставки. К книжке приложены формы отчетности, образец анке
ты для участников выставки и другие материалы. Организаторы выставки найдут в бро
шюре также и примерный перечень связанных с выставкой расходов.
В заключение хочется упрекнуть авторов брошюры в стилистической небрежности. Даже в стеклографическом издании непрости
тельна, например, такая фраза: «В комитеты местных выставок должны войти 7—11 человек следующего состава» (стр. 10).