Творческие проблемы

Линейное построение кадра

Очень богатой и многообразной по своим возможностям группой приемов фотографиче
ской композиции являются приемы линейного построения кадра. Отсутствие в специальной литературе и справочниках общепринятых определений приемов линейной компоновки кадра приводит к крайнему разнобою в терминологии.
В предлагаемой вниманию читателей статье делается попытка краткого описания основных приемов линейного построения кадра по группам, характеризуемым общими средствами организации зрительного материала.
Как и тон, линия является элементом, присущим подавляющему большинству сним
ков. Пожалуй, только при некоторых эффектах мягкорисующей оптики линия вовсе пропадает в кадре, строящемся исключительно на соотношении тоновых пятен. Это—редкие случаи. Несмотря, однако, на наличие линей
ных элементов композиции в каждом снимке,
к приемам собственно линейного подстроения кадра мы отнесем только снимки, где линии имеют доминирующее значение при вос
приятии кадра зрителем, тон же служит лишь элементом, дополняющим композиционный р и с у- н о к.
Все линии, учитываемые при анализе композиции снимков, можно свести к следующим
видам.
1. Линии, являющиеся очертаниями объектов.
2. Линии тональных границ (например, теневое пятно на светлом фоне).
3. Линии, мысленно проводимые зрителем при восприятии снимка через соответствующим образом расположенные в кадре объек
ты; в данных случаях объекты играют роль геометрических точек.
4. Так называемые направляющие линии, являющиеся линиями направлений взглядов и жестов людей, а также определяемые направлением движущихся объектов.
Во всех описываемых ниже приемах композиции будет итти речь об использовании первых трех видов линий.
Описанию приемов введения в кадр направляющих линий нами будет посвящена специальная статья.
Передача линейной перспективы
Основным методом реалистической передачи пространства во всех изобразительных искус
ствах служит метод выявления линейной перспективы. Основа его общеизвестна: чем дальше от глаза наблюдателя находятся предметы, тем меньшими они кажутся, при удалении же предметы как бы стремятся сой
тись в одной точке на горизонте, называемой точкой схода. Фотография передает видимое уменьшение предметов в плоскостном изображении.
Имеется три вида передачи линейной перспективы, определяемых точкой съемки или местом нахождения фотоаппарата при горизонтальном положении оптической оси фотообъектива.
1. Когда аппарат находится примерно на высоте человеческого роста от поверхности земли, линия горизонта в этом случае и, сле
Рис. 2.
Рис. 1.
С. Морозов