Г. Болтянский

Первая всесоюзная выставка фотоискусства

Решением Всесоюзного Комитета по делам искусств при СНК СССР 1 октября 1937 г. открывается в Москве Первая всесоюзная вы
ставка фотоискусства, посвященная двадцатилетию Великой пролетарской революции.
Выставка открывается в условиях расцвета нашей счастливой родины, руководимой великим Сталиным, в обстановке небывалых успехов и достижений страны на всех участках социалистического строительства, накануне двадцатилетнего юбилея Великой пролетарской революции, накануне первой годовщины принятия Сталинской Конституции.
Предстоящий всесоюзный смотр фотоискусства является ответственнейшим нашим экза
меном перед всей страной. Задача заключается в том, чтобы окончательно закрепить за фотографией звание подлинного искусства, по
ставить его в передовую шеренгу всех других искусств.
Советская фотография находится сейчас на подъеме. Это выявили и выявляют прошедшие и проходящие сейчас выставки (выставка мо
сковских мастеров 1935 г., выставки в Киеве, Тбилиси, Ленинграде, Ташкенте, Саратове и др. городах), успехи наших мастеров на за
граничных фотовыставках и международных фотосалонах, многие выдающиеся снимки, помещенные за последнее время в наших художественных альбомах и журналах, в специальной и периодической печати.
Значительно поднялся уровень фотомастерства отдельных работников, и отдельные про
изведения фотоискусства приобретают характер и славу картин, достойных быть помещен
ными в постоянной галлерее как образцы художественной светописи.
Роль и задачи фотографии в нашей стране огромны. Ни один вид искусства не может в таком полном охвате, так оперативно, быст
ро и разнообразно дать художественно
творческое отражение событий и явлений нашей многогранной и красочной социалистиче
ской действительности. Фотоискусство, в виде оперативного художественного фоторепортажа, становится все более полноценным худо
жественным соратником нашей большевистской печати, завоевывая все большее место на ее
страницах и становясь так же, как и печать, острейшим орудием партии в деле организации и мобилизации масс, в деле социалистической пропаганды.
Фотография становится одним из любимейших нашим народом и особенно советской молодежью — школьниками, пионерами, комсомольцами, молодыми рабочими и колхозника
ми— видов самостоятельного искусства. Сотни тысяч фотолюбителей уже существуют в на
шей стране и среди них несомненно имеются многие новые, еще невыделенные таланты в этой области искусства.
Портретная фотография, обслуживающая миллионы советского народа бытовым фотопортретом, находится еще на весьма низком уров
не. А между тем ее развитие, ее поднятие до вершин подлинного мастерства, коренной перелом в этой области составляет важнейшую задачу в деле создания художественного пор
трета нового советского человека, наших стахановцев, знатных людей города и деревни, замечательного поколения нашей сталинской эпохи.
Всесоюзный Комитет по делам искусств при СНК СССР утвердил в своем постановлении организацию следующих разделов на выставке.
а) Художественный раздел (жанровая художественная фотография и художественный фоторепортаж).
б) Историко-документальная фотография (важнейшие события в лучших образцах фотохроники).
в) Портретная фотография.
г) Прикладная фотография (образцы высокого мастерства фоторекламы, технической и музейной фотографии, фотомонтажа).
д) Фотолюбительство (лучшие снимки фотокружков и отдельных фотолюбителей).
Кроме того, на выставке предполагается также особый раздел показа образцов фотопромышленности (аппаратура, бумага, пластинки, принадлежности — с возможной демонстрацией новейших образцов заграничной аппаратуры) и наиболее интересные изобретения в области фото.
Примерное количество снимков на выставке по 5 вышеназванным разделам намечено по плану в 1800—2000, учитывая жесткий отбор и высокие требования. Центральным по значению и количеству снимков будет художественный
раздел, в котором предполагается не менее 800 работ.
По решению Комитета по делам искусств авторы-экспоненты выставки не будут стеснены выбором тем и жанров для представляе
мых ими работ на Всесоюзную выставку. Основное требование — чтобы снимки ярко отобразили быт и культуру народов СССР, об
щественно-политическую жизнь, стахановское движение, замечательные места и виды нашей родины, наиболее замечательные достижения наши во всех областях социалистического строительства.
Комитету Всесоюзной выставки предложено обеспечить участие в выставке лучших масте
ров фотоискусства всех республик, а также участие фотоработников значительного количества городов и крупных центров.
Выставка продлится 2 месяца. В период открытия выставки будут происходить творческие дискуссии, будет созвана первая всесоюзная творческая конференция работников фото
искусства. Лучшие работы с выставки будут отобраны для постоянной всесоюзной галлереи фотоискусства.
Сейчас уже начата подготовительная работа по организации Всесоюзной выставки. Печата
ются и рассылаются приглашения к участию на выставке, проспекты, условия, заявки экспонен
тов И Т. д.
Сроки всех стадий работы по подготовке выставки и ее открытия к 1 октября 1937 г. весь
ма сжатые. Первая стадия приема экспонатов начнется уже с 15 марта.
Огромная работа по подготовке и участию в выставке, стоит не только перед комитетом выставки, но и перед работниками фотогра