Ф. Кислов

Мы отображаем сталинскую эпоху

Много раз мне приходилось снимать важнейшие события в жизни нашей страны, но ничего не может сравниться с чувством глу
бокого волнения, охватившего меня перед съемкой Чрезвычайного VIII всесоюзного съезда
советов. Мне предстояло зафиксировать на пленке величайшее событие нашей эпохи — рождение Сталинской Конституции. На мою долю выпало счастье фотографировать выступление вождя народов, великого, гениального Сталина.
Вот он спокойной походкой поднимается на трибуну. Буря оваций не дает ему говорить. Товарищ Сталин сам аплодирует съезду. Затем делает рукой знак, чтобы успокоились, но этот жест вызывает еще более бурную овацию. Наконец, аплодисменты сменяются пол
ной тишиной. Спокойно говорит вождь. Он кладет слово к слову, как кирпич к кирпичу.
Включают киносвет, и мы начинаем съемку. Первые свои снимки я сделал на стекле, что
бы ускорить процесс обработки. При съемке на стекле готовая фотография выходит не позднее, чем через час. Мои снимки вышли первыми и попали во все газеты.
Я старался как можно лучше и разностороннее запечатлеть этот исторический день. Еще за час до открытия съезда я осматривал аппаратуру, намечал точки, откуда буду снимать.
Снимал я с увлечением, ловил лучшие моменты движений товарища Сталина.
Был момент, когда я настолько увлекся, слушая вождя, что забыл о съемке. В это время Иосиф Виссарионович сравнивал фашист
ских критиков с щедринскими бюрократами.
Ирония едкая, до слез хотелось смеяться, и я смеялся вместе со всем залом. Неожиданно товарищ Сталин поднял свои руки вверх, и я не успел зафиксировать этого момента, хотя у меня точка для съемки была лучшая, чем у т. Кулешова, снимки которого были помещены в «Правде» 26 ноября.
Зато мне удалось сделать очень хороший снимок товарищи Сталина в день закрытия съезда. На моем снимке ясно видна тетрадь, по которой Иосиф Виссарионович зачитывает пункты новой Конституции. Мне удались также фотографии товарищей Молотова, Воро
шилова и других членов президиума. Мною засняты выступления делегатов и членов пре
зидиума, выступления делегаций и кулуары съезда.
На съезде я встретился со старыми знакомыми — Алексеем Стахановым, Дюкановым, Кривоносом. Сметаниным, Марией Демченко, Пашей Ангелиной, которых я неоднократно снимал, и многими другими.
Съемочные условия были не вполне подходящие. Особенно трудно было делать съемки
в кулуарах. Для моментальных съемок нехватало света. Приходилось снимать с выдержкой.
Выручала меня опытность. Кремлевский зал мне хорошо известен. Я знаю метраж съемки на память с любой точки.
Но не все намеченное мне удалось выполнить. В моих фотографиях не отражена жизнь делегатов в дни съезда. Не показано, как и где они жили, как отдыхали и развлекались. На это у меня просто нехватило времени. Это большой недостаток. Чрезвычайный VIII всесоюзный съезд советов настолько великое событие, что следовало бы зафиксировать буквально каждую мелочь, каждый штрих.
В день закрытия съезда делегации снимались группами, а потом администратор киносъемки обратился к т. Микояну с просьбой сняться членам президиума вместе с кинофотоработниками. Тов. Микоян взял администра
тора киносъемки и, подведя его к товарищу Сталину, сказал:
— Ну, что хотел говорить, — говори.
Волнуясь и краснея, изложил администратор киносъемки товарищу Сталину общее желание.
Товарищ Сталин сейчас же согласился. Президиум вошел в зал. Мы встретили его апло
дисментами. Члены президиума ответили нам тем же. Это была теплая дружеская встреча.
Разместились, кто стоя, кто сидя на стульях, кто на полу. Я оказался у ног товарища Сталина,
— Не стесняйтесь, двигайтесь ближе, — сказал Иосиф Виссарионович, видя, что мне неудобно сидеть.
Должен сказать, что материалы, которые я дал, не целиком реализованы редакцией Фотохроники. Много хороших негативов еще не об
работаны. Это объясняется тем, что кабины не были заранее подготовлены. Во все время съемки в Фотохронике царила атмосфера спешки. Малоквалифицированный персонал портил негативы. Бывало, что у печатников вместо разведенного гипосульфита оказывался чистый сульфит.
Для проявления негативов была в редакции выделена специальная бригада. Она допустила в своей работе большую небрежность. На
пример, сдавая леечные негативы, бригада не считала нужным протирать пленку с оборот
ной стороны. Грязь, налипшая на негативы, портила отпечатки. У меня есть образцы негативов, совершенно негодных из-за грязи.
Все же должен сказать, что материал о съезде получился обильный, разнообразный и ин
тересный. Хорошо работали тт. С. Лоскутов и Э. Евзерихин.
Тот факт, что руководители партии и правительства сфотографировались с нами на Чрезвычайном VIII всесоюзном съезде советов, ко многому обязывает нас, фото- и киноработников. Наши вожди придают большое зна
чение нашему делу, а это требует от нас еще лучшего, еще более разностороннего, отобра
жения величайших событий, происходящих в нашей стране.