Мих. Прехнер

Радостная встреча со знатными людьми страны

В этот день я был несказанно счастлив. Я чувствовал колоссальный подъем. Когда я увидел товарища Сталина в первый раз так близ
ко, я был охвачен общим восторгом и стал кричать и аплодировать вместе со всеми, забыв о том, что я должен снимать. Однако, со
знание возложенной, на меня ответственности вскоре заставило меня взять себя в руки и начать работу.
Все же в течение первого дня я был настолько взволнован, что был не очень удовлетворен результатами своей работы. Со следую
щего дня я постарался быть хладнокровнее. Я не скажу, чтобы условия благоприятствова
ли съемке. В кремлевском зале трибуна очень высока и если стоять к ней близко, то просто ничего не видно. Поэтому президиум и ораторов приходилось снимать издали, при помощи
телеобъектива. У меня были две «Лейки». Я снимал на пленке Кодак «Супер-Икс». Эта пленка, в данных условиях оказалась очень хорошей.
О том, что мне и т. Прехнеру редакция «Известий» поручает обслуживание Чрезвычай
ного VIII всесоюзного съезда советов, я узнал только в день открытия съезда. Это известие меня очень обрадовало и взволновало. Я чувствовал, какая огромная ответственность возлагается на нас этим поручением.
В Кремлевском дворце я уже был однажды, когда снимал X съезд комсомола. Но несмотря на знакомую обстановку, я все же чувствовал некоторую неуверенность в себе. Хотелось сделать снимки самого высокого качества, ко
торые действительно явились бы настоящими историческими документами великой сталинской эпохи.
Я явился на съезд минут за двадцать до начала. Там уже были тт. Калашников, Кулешов и другие фоторепортеры. Собравшись вместе, мы начали обсуждать освещение, экспозицию и другие вопросы фото съемки. Но вот обсуж
дения наши были прерваны оглушительными аплодисментами. Это вошли члены президиума. Наступал момент ответственнейшей работы.
Мы с Прехнером уговорились так: один из нас. фотографирует товарища Сталина и президиум, а другой— зал. Но я, откровенно го
воря, сейчас не помню, что именно должен был снимать. Мы оба, увидев товарища Ста
лина, так увлеклись образом любимого вождя, что в первое время, забыв об уговоре, начали фотографировать только его.
Одновременно с нами работала съемочная группа кино. Электроосветительные проборы давали сильный свет. Звуковая аппаратура резко жужжала. Это мешало Иосифу Висса
Очень сильное впечатление произвели на меня делегации с их приветствиями. Особенно мощно выглядела делегация Красной Армии. Красочное впечатление производили делегации Белоруссии, Украины и работников искусств, но снимать их было очень сложно. Проход между залом и президиумом чрезвычайно узок. Делегации заполняли его целиком. Нам с фотоаппаратами негде было поместиться.
На съезде мне пришлось встретить множество знакомых. Я объездил почти весь Союз. Каждая поездка давала мне много интересных встреч. На съезде я увиделся с людьми, приехавшими со всех концов необъятного Союза. Это были прекрасные, радостные встречи с лучшими людьми страны.
Сильное, незабываемое впечатление произвел на меня последний день съезда. Когда Иосиф Виссарионович Сталин пункт за пунк
том читал новую Конституцию, я чувствовал всем своим существом, что участвую в собы
тии огромной исторической важности. Я был несказанно горд и счастлив этим сознанием.
Г. Зельма рионовичу говорить. Тогда он, обратившись к киноработникам, сказал: — Прекратите.
Так как мы стояли тут же, то многие подумали, что это замечание относится к нам.
Звукоаппаратуру выключили, но вместе с ней перестали работать и электроосветители. Снимать стало очень трудно, и мы переключились на съемку с выдержкой.
Нам удалось сделать хорошую фотографию: на ней запечатлен товарищ Сталин во время речи; рядом — внимательно слушают его чле
ны Политбюро. Хорошо удалось схватить вы
ражение глубочайшего внимания, с каким весь зал слушал слова вождя. Эта фотография была помещена во многих газетах.
В следующие дни съезда я уже сделал в своей работе упор на показ делегатов. В ку
луарах произошло немало интересных встреч. Первым я встретил знатного забойщика золо
тых приисков Алдана т. Чернова. Он узнал меня сразу. Интересовался моей работой, спрашивал, какие у меня достижения.
Не успел он отойти, как ко мне подошел полковник Слуцкий, с которым я встречался во время моей командировки на Дальнем Востоке. Затем я встретил зам. пред. Совнарко
ма Казахстана т. Алиева и председателя ЦИК Бурято-Монголии т. Дампелун.
Последним в этот день я встретил героя Советского Союза т. Доронина. Мы не виделись г 1932 года, когда вместе летали в Яку
тию. Зная, что я интересуюсь авиацией, т. Доронин расспрашивал меня о полетах, в которых я участвовал.

Незабываемое