на котором он вырос и создал себе мировую славу, но в новой интерпретации и пересмотренным «но
выми глазами». В этом отношении студия Малого театра уже давно опередила Малый театр, поставив в этом разрезе шекспировский «Конец делу венец».
Выбирая между посредственной современной пьесой и классической, на которой может учиться и новый актер, и зритель, и драматург, мы отдали бы предпочтение классике. Перед нами стоит грандиознейшая задача, которая достаточно
точно была определена марксистской наукой,— задача ознакомления пролетариата с классическими произведениями, задача раскрытия со
циальных корней той личной борьбы героев, которая выражена в европейском романти
ческом театре Шекспира, Шиллера и т. д.,
поскольку та или иная личность, тот или иной герой были выразителями присущих им классовых тенденций.
Малый театр вполне подготовлен для того, чтобы суметь пересмотреть классическое наследство под новым углом зрения и раскрыть подлин
ное и глубокое содержание борьбы личности, как выразителя классов определенной эпохи, и
это явилось бы его сложнейшим и тончайшим искусством, которое дало бы совершенно необычайные результаты и способствовало бы делу осуществления культурной революции.
Параллельно с этим перед театром, стоит равная по важности задача развития революционнобытовой пьесы, но театр должен делать это с та
кой тщательностью, с такой мобилизацией своих художественных и технических возможностей,
чтобы каждая новая постановка на современные темы являлась событием нашей театральной жизни, а не итти по линии установления какого-то определенного штампа, по линии подражания и заимствования чужих и использованных образцов, по линии снижения художественного качества своего творчества. Н. РАВИЧ

„ТУПЕЙНЫЙ ХУДОЖНИК

(К ПОСТАНОВКЕ ВО 2 ГОТОБ Е) Стиль оперы «Тупейный художник»—рус
ский—национальный. Источники— простор донских степей и народная песня. Учителя: Глинка, Римский-Корсаков, Мусоргский, Боро
дин. В исканиях формы я старался использовать последние достижения в области музыкальной и сценической, зрелищной, сочетав гротеск с трагической сущностью действия и давая музыкаль
ные характеристики положений и лиц, исходя из принципа лирической мелодии для угнетенных и остро-гротескной гармонии для угнетателей. Уступая сценической необходимости частой смены картин и настроений, я вое же держался основного мелодического принципа.
Подсказанный мне моим другом П. С. Сухотиным сюжет взят из рассказа Н. Лескова—я принял
его как исключительно удачный. Изумительный рассказ Лескова в простом и правдивом музыкальном и сценическом претворении найдет, надеюсь, живой отклик в широких массах.
и. п. шишов
В основу оформления оперы «Тупейный художник» легли русские народные картинки Николаевской эпохи.
Разделив сцену на два плана кумачевой завесой, я тем самым облегчил показ большого количества картин, но, главное, дал возможность пев
цам выступать на просцениуме, что представляет для них в вокальном смысле большое преимущество.
В деталях своих декораций я хотел выявить для современного зрителя ненужность и пошлость стиля той эпохи. Особенно благодарен для этого III акт, изобра
жающий одновременно и сцену, и зрительный зал.
Зал не менее бутафорский, чем сама сцена, бесконечно перспектив
ные декорации, золото, гирлянды цветов и прочая мишура русского ампира поданы в чрезвычайно гротескном стиле.
Кстати, хочу сказать о занавесе с «аполлоном». Ложно-классическая форма, владевшая искусством той эпохи, для нас теперь должна быть просто смешна. Колесница с Апол
лоном в сопровождении голых жен
щин, лошади и амуры, плывущие на облаках за звездой, — эта, так называемая академическая форма,
к сожалению, все еще находит приверженцев и по сей день,
которые пытаются реставрировать ее под тем или иным углом зрения.
Художник М. САПЕГИН
„Тупейный Художник Опера И. Шишова
Декорация I акта Художн. М. Сапегин