ТЕАТРАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА

Почти год назад Группой театральных работников было выдвинуто предложение об орга
низации ежегодных состязаний лучших на
циональных театров СССР. Внесенное на 1-й съезд пролетарских писателей предложение это едино
гласно было одобрено им. Ряд газет и журналов поддержали эту идею. Состоявшееся 22 июня прош
лого года в ЦК ВКП(б) совещание по вопросу о проверке выполнения решений Всесоюзного партсовещания по театру также одобрило это предло
жение. В последнее время вопрос о показе достижений передового театра нацреспублик поддер
жан инициативой руководителей московского Парка культуры и отдыха.
Необходимо снова поставить этот вопрос во всю широту, не сводя его к частичным гастролям от
дельных театров. Речь должна итти именно об организации регулярных, ежегодных олимпиад советского театра, по образцу международных олимпиад, организованных в Париже Фирменом Жемье. Этим делом должны заинтересоваться не только работники театра, но и широкая советская общественность. Каждый шаг по пути установления тесной, органической связи между самостоя
тельными национальными культурами отдельных республик Союза является делом огромной поли
тической важности. Всем памятно, как горячо расценивался нашей общественностью недавний приезд в Москву украинских писателей. Этот прекрасный почин с особенной настоятельностью требует такого же почина в области театра. При том в театральной области установление живой, непосредственной связи между отдельными передовыми нацтеатрами гораздо важнее и необходимее, так как громоздкость театра ставит несоизмеримо большие препятствия между театрами отдельных республик. Всякий может при желании выписать или купить сочинения Ив. Франка или Шев
ченко. Но для того, чтобы увидеть спектакль театра Березшь или Грузинской драмы, нужно ехать туда, где они работают. Работники национальных театров и публика нацреспублик находятся в лучшем положении по отношению к рус
скому (вернее—московскому и ленинградскому) театру, так как ежегодно видят его гастроли. Национальные театры бывают в Москве и Ленин
граде (не говоря о прочих городах) крайне редко, ограничиваясь гастролями на своей территории!
За последние пять лет Москва, например, видела лишь гастроли театра им. Франка, Татарско- Башкирского театра и... халтурной труппы Гучика! Зато у нас были... китайский театр и Кабуки. Отнюдь не сожалея о знакомстве с экзоти
ческим иностранным театром, мы все же должны признать ненормальным тот факт, что до сих пор
«театральная Мекка», как любит себя называть Москва, постыдно неосведомлена о крупных до
стижениях театральной культуры таких театров, как украинский театр Березшь (макеты которого, напомним, были премированы... в Париже!),
как театр им. Руставели, гос. еврейские театры УССР и БССР, белорусский театр и др.
Давно пора перестать думать, будто бы передовым театрам РСФСР нечему поучиться в Харь
кове, Киеве, Минске, Тифлисе, Казани и т. д. Поиски и счастливые находки новых приемов, накопленные опытом таких режиссеров, как Лесь Курбас, Сандро Ахметели и др., могли бы обогатить технику не одного из «столпов» нашей режиссуры. Национальному чванству и ограниченности в этой области должен быть положен конец.
С другой стороны, не нужно закрывать глаза на то обстоятельство, что театры многих республик, не обладающих старой театральной культурой,
переживают критический период в смысле своей классовой ориентации. Мелкобуржуазная нацио
нальная интеллигенция, в большинстве составвляющая основной кадр работников нацтеатра, колеблется между шовинизмом, враждебным вся
кой «руссификации» (под рубрику которой часто попадают и проявления пролетарской классовой солидарности) и—правильной ориентацией на пролетарски-классовое развитие любой из национальных культур, на их взаимообогащение, взаимное сотрудничество, учебу друг у друга, предосте
режение от уже проделанных другими ошибок и блужданий. С этой точки зрения регулярный об
мен опытом на всесоюзных теа-олимпиадах был бы блестящим средством взаимной связи, учебы и помощи друг другу между всеми национальными
театрами. В организации этого дела должны быть заинтересованы все Наркомпросы, все националь
ные партийные организации, а в первую очередь Совет национальностей ЦИК а СССР и вся пролетарская общественность.
Учитывая огромную политическую важность установления такой связи между нацтеатрами и то, что идея эта уже успела завоевать себе много сторонников, как в центре так и на местах, мы ставим вопрос о расширении этим же летом предположенных в Парке культуры и отдыха отдель
ных гастролей до размеров первой советской теаолимпиады (хотя бы она была и неполной). Необходимо срочно создать комитет общественных орга
низаций, заинтересованных в осуществлении теаолимпиады. Необходимо разработать практически вопрос о времени гастролей, о премировании наилучших театров, об обеспечении их гарантиро
ванным количеством спектаклей в других городах РСФСР, в рабочих клубах. Необходима мобилизация общественного мнения в этом направлении.
Советский театр должен и будет расти, как театр пролетарский по своему устремлению. Но в то же время классовая четкость должна в нем сочетаться с использованием сокровищ народного творчества каждой из наций Союза, в то же время он должен быть театром взаимного сотрудничества всех наций СССР.
Мы голосуем за скорейшее сближение всех
национальных театров советской страны!