ЧТО МЫ ЖДЕМ ОТ☛

— Поднять общественнополитическое сознание работников театра.

— Воплотить на сцене формулу Ленина „кто—кого

Мне кажется, что в нашей жизни вообще, и на сегодняшний день в особенности, есть огромнейшая необходимость привлечь внимание всех пролетарких масс к вопросам культурной революции. По существу, я не видел ни в одном театре пьесы, которая резко критиковала бы наш типичнорусский уклад жизни — разгильдяйство, обломовщину, лень, и вместе с тем призывала бы к отре
шению от всего дурного и в нашем быту, и на нашей фабрике или заводе, учреждении и т. д. Со всеми отрыжками старого строя нам приходится бороться больше всего административными путями — воспи
тательной работы театра в этой важной борьбе не чувствуется. И совершенно необходимо в пред
стоящем сезоне показать несколько пьес о проблеме культурной революции в различных вариантах.
Рабочие массы проявляют большой интерес к вопросу социалистической перестройки сельского хозяйства, в особенности к строительству колхозов и совхозов. Было бы желательно, если бы хотя один из театров дал более или менее законченную картину, разъясняющую смысл этой ленинской идеи, формулы Ленина «кто—кого» не в процессе торговли, а в процессе производства — это актуальнейший вопрос.
В репертуаре предстоящего сезона не нужно чуждаться классиков, у которых имеется наслед
ство, долженствующее в современных условиях иметь большое воспитательное значение. Наша молодежь должна учиться по классикам. Рабочий зритель должен видеть на сцене произведения Л. Толстого, Салтыкова - Щедрина, М. Горького и др.
Молодым революционерам дадут много пользы пьесы из жизни и быта старых революционеров, борьбу и взаимоотношения которых мы еще очень мало знаем.
Всегда будут интересны и пьесы о гражданской войне.
Из социально-бытовых тем, по-моему, будет интересна пьеса, показывающая взаимоотношения в рабочей семье.
Пьесы на эти темы должны быть жизненными и правдивыми. Показать их надо в реалистическом духе в форме драмы и сатиры.
Общее пожелание всем театрам — поближе к рабочему!
Секретарь ячейки ВКП(б) Трехгорной Мануфактуры
н. и. голяков
В будущем сезоне перед рабочим зрителем нужно заострить вопросы о хозяйственном отношении к своему производству и о борьбе лучшей части деревни за ее социалистическое переустройство.
В репертуаре наших театров нет еще удовлетворительной антирелигиозной пьесы, нет пьесы о борьбе за влияние на молодежь и детей. Весьма мало показывают наши театры пьесы зарубежных пролетарских писателей и почти совсем не показаны хорошие произведения писателей наших национальных республик.
Из классиков нужны наиболее ценные в художественном отношении произведения, в которых выявляются отрицательные стороны старого мира. Подбор этих пьес должен быть строго продуманным.
Пьесы на указанные в анкете темы (о гражданской войне, социально-бытовые вопросы, классовая борьба и т. д.) весьма необходимы, только надо оставить штампованных «ре
волюционеров», «героев», «пейзан» и другие ходульные типы.
Нужная форма пьесы — драма и комедия. Восходящий класс в трагедии не может быть
отображен, — трагедия о нисходящем классе достигает ненужной цели; фарс и мелодрама серьезного впечатления не оставляют. Луч
шая форма — комедия и сатира, бичующие все недостатки и одновременно служащие здоровым развлечением рабочего и работницы.
В оформлении и постановке пьес — поменьше замысловатостей и неясностей, не
Разрешите ответить не по отдельным вопросам, а в целом, из коего уже вытекает «отдельное». Театру нужно прежде всего поднять свое общественно-политическое сознание, без чего невоз
можна и художественная квалификация. Продукт театра — идеологический, и техника его, форма, стиль, прием определяются содержанием. Отсюда ни одной минуты не может быть сделано заключе
ния, что важно только содержание, а все остальное приложится. Это-то и есть то примиренчество, то капитулянство, которое вульгаризирует искусство с одной стороны, а с другой, дает возможность протаскивать за оболочкой старой театральной романтики и ее приемов и старенькое сознание, старенькое чувство хотя бы под прикрытием совре
менной темы. Мы видим сколько угодно примеров, когда автор внешне-революционной фабулой прикрывает по существу свое метафизическое мировоззрение, а театр попросту не разбирается в ав
торе и упрощает его сегодняшнюю динамику, его беспокойство примитивом старой неподвижной традиционной формы. Поэтому проблема об
щественно-политической квалификации актера и режиссера есть основная проблема реконструкции театра в целом, его содержания и формы.
ЭМ. БЕСКИН

ОТ ИМЕНИ☛

УДАРЬТЕ ПО ОБЛОМОВЩИНЕ

ПРОТИВ МЕТАФИЗИКИ