му и не приходилось! В этом-то и ценность этого опыта, что при сохра
нении текста, одной только новой режиссерской трактовкой, при перемонти
ровке сценария и раскрытии ремарок был достигнут совершенно новый спектакль. Об этом факте следовало бы знать „жрецам нашей теоретизирующей драматургии!
В „Жизни Искусства А. Б. Велижев пишет:
В общесоветском строительстве театр,—как начало организующее,—по праву занимает или, по крайней мере, должен занимать твердую и определенную позицию влияния на общественное развитие.
„Позицию.. влияния! Ну, на такой позиции вряд ли можно долго пробыть в рецензентах!

„МАНДАТ

В ТЕАТРЕ МЕЙЕРХОЛЬДА

Что может быть нужней и современней, чем крепкая и острая советская комедия!
Смех - самое сильное орудие идеологической борьбы, самый лучший способ подхлестывать наше сознание, самое безошибочное средство окончательно дискредитировать старый быт.
В современном театре так мало острой издевки, так мало настоящего смеха! Вот почему постановка коме
дии Эрдмана в театре Вс. Мейерхольда
представляет для нас исключительный интерес.
Пьесу Н. Эрдмана нельзя назвать злободневной в полном смысле этого слова. Она лишена и малой доли того сенсационного интереса, какой со
держится в ряде постановок текущего театрального года. В том смысле коме
дия Эрдмана несколько запоздала. Она осмеивает вчерашний день, бьет, в известном смысле, уже лежачего.
Все эти, в сущности, совсем не новые типы бывших людей, вымирающей внутренней эмиграции, и окончательно, „уши
бленных революцией мещан-все они уже не раз появлялись на сцене. Но они останутся жить, именно, в образах эрдмановской комедии, ибо здесь, нако
нец, они нашли достойное себе выражение и заключены драматургом в наиболее выпуклую, художественно-убедительную форму.
Эрдман в „Мандате показал себя мастером сценического слова. Он умеет давать изображаемым явлениям едкую, лаконичную и выразительную оценку.
Смех Эрдмана проникнут социальной тенденцией. Он не шутит, а издевается. У него свои приемы построения диало
га. Он пользуется всеми средствами сатирической выразительности, начиная с простого каламбура и кончая самыми сложными внутренними ходами полновесной и бичующей издевки.
Так же, как слово, парадоксальны и смелы у Эрдмана все сценические по
ложения и вся кон
струкция пьесы. Пьеса Эрдмана — обещание. „Мандат
показывает, что в лице Эрдмана мы будем иметь выдающегося драматурга.
Поставлена комедия Эрдмана — блестяще!
Я лишен возможности перечислить целый ряд отдель
ных сцен, кусков и
Над быть
грамотным.
КРАСНЫЙ ТЕАТР ЛГСПС.
„Мы сами В. Галичникова и Б. Папаригопуло.