„ВИРИНЕЯ

ГОСАКСТУДИЯ им. ВАХТАНГОВА.

„Виринея в Вахтанговской студии — один из самых значительных спектаклей этого сезона, несмотря на ряд недочетов со стороны формы.
Но в целом спектакль этот может быть наиболее полно и наиболее показательно отразил в себе тот перелом в жизни современного театра, который, с большей или меньшей остротой обнаружился почти во всех постановках этого сезона.
Быт начинает настойчиво осаждать театральные сцены. Современность в ее конкретных чер
тах требует своего сценического воплощения. Перед ее стихийным натиском театр судорожно, большей частью, кустарно меняет свои мето
ды, в два-три месяца коренным образом меняя
свое художественное лицо. Строгий эстетический канон, выработавшийся рядом постановок того или иного театра неожиданно сменяется нераз
борчивым пользованием самыми разнообразными приемами и явными погрешностями против „хорошего тона эстетического театра.
Вахтанговская студия завоевала себе репутацию одного из самых рафинированных театров. Же
манная „Турандот с ее упадочной иронией, с ее салонной элегантностью, до последнего времени, казалось, наложила вечную печать на работу сту
дии. Модернизованная старина, поданная зрителю с легкой иронической усмешкой современного гурмана, любителя „изыска —тот жанр, который, ка
залось, сделался специальностью студии. „Лев Гурыч Синичкин — постановка этого сезона давала право думать, что этот путь выбран студией безнадежно-окончательно.
Тем неожиданнее на сцене студии—„Виринея — спектакль расстрепанный и эклектичный со сто
роны формы, но далекий от гурманства, ясный и здоровый по своему общественному содержанию.
После изысканного салона подойти к быту современной деревни—дистанция большого размера, и нужно приветствовать ту смелость, с какой сту
дия сделала этот шаг, и за эту смелость простить те недочеты, которые в значительной мере неизбежны при резком повороте театра на иной курс.
Пьеса Сейфуллиной — авторская переделка повести „Виринеи имеет все недостатки, присущие инсценировкам литературного произведения. В дра
матургическом отношении она чрезвычайно слаба. В ней нет ни ясно выраженного действия, ни композиционной слаженности, ни обрисовки харак
теров или типов. Кроме того, без знания самой повести пьеса вообще останется мало понятной для зрителя: слишком случаен выбор отдель
ных моментов повести для пьесы и чересчур не ясен объединяющий их фабульный стержень.
Это—ряд иллюстраций к повести, очень неполных и случайных. Фабула развертывается где-то вне спектакля. Не сцену попадают лишь отдельные вырванные куски, зачастую, имеющие зна
чение самостоятельных жанровых сцен (выборы в учредительное собрание, „умирание Магары).
Кроме того, общественно психологическое раскрытие образа Виринеи—так пленяющее и убеждающее читателя повести—остается в пьесе за
тушеванным. Перед зрителем проходит довольно заурядная крестьянская женщина с некоторым наклоном к бунтарству, выражающемуся преиму
щественно в свободном взгляде на любовь. Вся жизненная история Виринеи показана в трех лю
бовных эпизодах, уход ее от первого мужа, „флирт с инженером и любовь ее к последнему мужу. Этот личный план совершенно затемняет черты новой женщины-общественницы, так глубоко и просто очерченные в повести.
Можно было бы указать еще на ряд других погрешностей в пьесе. Но не в них дело.
„Виринея интересна, как деревенское обозрение, дающее ряд картин, ряд характеристик из жизни современной деревни, написанное соч
но, с большой остротой и наблюдательностью, выразительным и образным языком.
В спектакле наиболее интересные сцены как раз те, которые откровенно дают жанровые зарисовки. Бытовая убедительность и свежесть отдельных сцен и фигур заставляют забыть отсутствие в пьесе объединяющего начала, цель
ности замысла. Интерес к новой слагающейся общественной физиономии современной деревни
находит исход в показе отдельных штрихов, пока еще, представляющих черновой материал для той деревенской драмы, появление которой на сцене в ближайшие годы можно с уверенностью предсказать.
Форма „обозрений , совершенно непроизвольно начинающая входить в репертуар театров, наиболее остро чувствующих современный быт, пожалуй единственно закономерная и нужная в на
стоящий момент. „Обозренчество позволяет использовать быт на сцене возможно менее эстетезируя его старыми методами „театральщины . Оно обеспечивает наибольшую свежесть и современность отдельных бытовых кусков, показывае
мых со сцены Только таким путем может подойти театр к созданию современной бытовой драмы.
И в этом главное достоинство „Виринеи .
Артисты подошли к своей задаче с большой серьезностью и простотой. Не приходится, ко
нечно, говорить о том, что студия нашла нужные приемы для раскрытия бытовых фигур современной деревни. Окончательные приемы для быто
вого спектакля не найдены еще ни одним театром. В этой области мы имеем только опыты.
Наиболее удались артистам опять-таки жанровые фигуры: солдат (Горюнов), Павел (Щукин), сельский учитель. Удачно найденные бытовые штрихи в этих ролях находили живой отклик в зрительном зале.
Роль Виринеи, не дающая материала для игры, была тактично подана Алексеевой. Медлитель
ность движения, глубокий грудной голос, удачный
грим если и не создали образ, то дали известную внешнюю обаятельность фигуры Виринеи.
Пьеса смонтирована с большим уклоном к натурализму. Конечно, это не натурализм МХАТ а, рассчитанный на сценическую иллюзию. Бере
зовый плетень, почти „настоящая изба использованы как условно - типические вещи и предметы. Но все же, в обстановке сцены нет орга
низованности. Все это в значительной мере взято случайно, без продуманного подхода.
В целом, хочется думать, что этот спектакль не является случайным для Вахтанговской студии, и что театр сумеет должным образом оценить свою последнюю работу, как решительный и окончательный поворот к новым берегам.
Б. АЛПЕРС