Производство пьес

Еще два года тому назад обычными были в театральной среде жалобы на отсутствие новых пьес. Каждая новая пьеса ценилась на вес золота. Театры, стремившиеся „отображать современность (правда, таких было мало) ло
вили драматургов, написавших скольконибудь современную пьесу и, несмотря на явные погрешности пьесы ставили ее, прикрывая ее драматургическое убожество режиссерским мастерством.
Издательства с огнем выискивали новые пьесы, и печатали их без осо
бого разбора, если они хоть скольконибудь пахли сегодняшним днем.
Объявлялись конкурсы, уплачивались премии (не в пример теперешним конкурсам), выдавались пышные торжественные дипломы.
Принимались все меры к тому, чтобы направить силы писателей и просто театральных людей на создание новой драматической литературы, „созвучной
эпохе и даже „несозвучной , а просто свежей и новой литературы.
От этой недавней эпохи первых лет революции нам осталось в наследство чрезвычайно ограниченное число новых пьес, из которого только единицы более
или менее удовлетворяли тогдашним задачам театра.
Всем театральным работникам памятны эти пухлые пьесы героического толка, обычно написанные пятистоп
ным ямбом, где в неуклюжих сценах Капитал в цилиндре обменивался моно
логами с Трудом в синей блузе. И несмотря на свою литературную и сце
ническую малограмотность, эти пьесы ставились и игрались, большей частью, в провинции, но иногда и в столичных театрах.
Однако, настойчивый систематический спрос вызвал, в конце-концов, усиленное
Но вместе с количественным ростом приходится отметить и качественный рост этого нового репертуарного мате
риала. Все чаще встречаются пьесы, сработанные грамотно и имеющие твердую социальную установку. Ремесленная сторона заметно поднимается.
И еще одну тенденцию в этой рукописной литературе интересно отметить.
Современный драматург работает не для себя, но для аудитории. Он настойчиво пытается создать нужную пье
су, настойчиво пытается определить условия социального заказа.
Достаточно одной пьесе прорвать равнодушие зрителя, как этот массовый
предложение. Поощрительные меры, широко применявшиеся за годы революции, дали свои результаты.
Усиленное производство новых пьес началось еще в прошлом году, и в этом сезоне приняло еще невиданные размеры.
Издательства и отдельные театры завалены все новыми и новыми предложениями пьес, на самые свежие те
мы и сюжеты, взятые чуть ли не из вчерашней газетной хроники. Пяти
актные пьесы пишутся в две недели и иногда новая пьеса того же автора по
ступает в экспертизу раньше, чем предыдущая получает письменный от
зыв рецензента. Бывают случаи, когда пьеса „сочиняется в три дня, и тут же в процессе сочинения диктуется на пишущую машинку.
И с каждым новым месяцем, статистика издательств и театров отмечает неуклонный рост производства пьес.
Значительная часть из общего числа вырабатываемой продукции просто неудовлетворительна по своей идеологи
ческой пустоте и в художественном отношении.