в. А. ШУХМИНА

Во время железнодорожной катастрофы погибла Вера Алексеевна Шухмина. Страшная неожиданная смерть замкнула артистическую жизнь, кото
рая обещала быть, и во многих отношениях была, блестящей. Последние годы сложились для Шухминой неудачно и многие из тех, кто теперь на
полняют театр, были лишены возможности увидеть Шухмину в полном блеске ее дарования. Причин этому обстоятельству было много — и видимая, значительно преувеличенная, необходимость пере
хода на новое амплуа, и отсутствие подходящего репертуара. Нужно, однако, сознаться, что послед
нее время Малый театр оказался несправедлив к Шухминой. Он ценил ее менее того, что она заслуживала, она любила театр больше, чем он ей давал. Это была особенная и острая индивидуальность, которая не всегда умещалась в усто
явшиеся рамки творчества Малого театра. Она
была, конечно, актрисой прекрасных традиций— и не напрасно училась у Ленского. В своих скитаниях вместе с Товариществом Новой драмы и Мейерхольдом она восприняла требования но
вого театра и символической драматургии. Более, чем кто-либо в Малом театре, Шухмина чувствовала и любила прелесть формы и точность стро
гого мастерства. Каждая роль, исполнявшаяся ею, была до конца, до мелочей, проработана и сде
лана с полным знанием своего ремесла так, как делают и работают подлинные мастера.
Она была актрисой комедии — может быть потому, что именно в комедии она находила воз
можности и способы предельно использовать свое актерское умение. Это не значит, что ей была чужда драма: и Нора и Лариса не блекли в ее исполнении рядом с воспоминаниями о Комиссаржевской. Комедия была ближе ее пафосу жизни, ее взгляду на театр. Она Добивалась на сцене предельной и сияющей легкости. Она лю
била иронический взгляд, усмешку и здоровый,
быстрый, летящий темп Бомарше или Лопе-де-Вега. Она выращивала этот комедийный блеск на традиции XIX века и в тоже время находила неожиданные и смелые приемы, которые она взяла от совре
АКВАРИУМ
ФАСАД ЗДАНИЯ
менного театра. Она обновляла комедии Островского (Глафира в „Волках и Овцах ) и Бомарше
(Сюзон). Она могла на сцене трогать, но больше любила вызывать восхищение мастерством своей игры. Она сознательно отказывалась от драмы, упадничество было ей чуждо. Года 2 — 3 тому назад она исполняла Верочку в „Шутниках“— роль, к которой она, казалась, не подходила по своим внешним данным. Между тем, это ее испол
нение оказалось подлинной победой настоящего крепкого актерского мастерства. 17-ти летняя Верочка в исполнении Шухминой зажила на сцене
новою, и волнующей лирической жизнью. Это было исполнение, по которому нужно было учиться. Это была актриса, которая могла стать образцом для молодежи Малого театра. Ее мастерство ста  новилось особенно убедительным, потому что соединялось с легким, ироническим оптимизмом, ко
торый был основой ее сценических образов и который находился в таком резком и страшном
противоречии с последними годами ее жизни, когда она была лишена возможности делать на театре свое дело так, как она этого хотела.
П. МАРКОВ
ПАРИЖСКАЯ ВЫСТАВКА ВХОД НА ВЫСТАВКУ С ПЛОЩАДИ СОГЛАСИЯ