и он не прочь потанцовать при случае от излюбленной юбилейной печки — от „болящего Лазаря“:
Ведь то, что в них (пьесах Чехова) описывается, только поминки по покойникам. И так ясно, что воскресенья нет и быть не может, и
что немыслимо воскресить смертельно больного и закрывшего на веки очи болящего Лазаря...
До сих пор мы плохо различали между Потапенко и Кугелем. Теперь будем знать: Кугель — это тот, что против Лазаря, а Потапенко — за.

ВНИМАНИЮ ХУДОЖЕСТВ. П / ОТД. ПОЛИТПРОСВЕТА.
В одной из московских газет возбуждается вопрос об устройстве конкурса на драматические произведения. Цель на
стоящей статьи — уточнить пункт о том—
куда и кому адресовать предложение об устройстве конку р с а.
Не является ли наиболее по д- ходящим адресатом Художеств. п/отдел Политпросвета?
Предоставим спецам по части околпачивания простаков строчить манифесты об „искусстве для искусства“, „аполитич
ности театра“ и т. п. невинненькой на вид, но ехиднейшей по существу „философии истории“. Ведь сами „философствующие авгуры прекрасно знают, что нет „аполитичного театра“, как нет так-называемого „чистого искусства“, что каждая пьеса, каждый спектакль — независимо от субъективного подхода автора, постанов
щика, актера—борьба за то или другое воздействие на зрительный зал, за при
вивку публике тех или других настроений и выводов.
Театр — один из участков культурного фронта, т.-е. одна из школ не только ху
дожественного воспитания, но и политического просвещения.
В силу сказанного, именно Политпросвету следовало бы, рискуя нарушить столь гармонирующую с революционной эпохой догму толстовского непротивления злу, вмешаться в создавшееся в театре положение. Упаси нас политграмота за
быть, что наша „пестрая“ театральная современность неразрывно связана с „пестротой“ нэповской экономики, но в од
ном пункте все же есть возможность освежить современный репертуар, хотя бы частично приблизить его к новому зрителю. Чтобы подкрепить „словесность делами,
чтобы не вступить в зимний сезон со старым репертуарным хламом (пока в запасе есть один единственный плюс—
„Д. Е.)„ — безотлагательно нужны следующие меры:
1) Художеств. п/отдел Политпросвета объявляет конкурс на драматические произведения.
2) В жюри входит представитель Главреперткома — его участие предупредит премирование пьес, которые неприемлимы для цензуры и которых нельзя будет, следовательно, использовать.
3) Дабы абсолютная беспристрастность жюри стояла вне сомнений — пьесы присы
лаются без указания авторской фамилии (последняя сообщается в запечатанном конверте, вскрываемом только в случае положительной оценки пьесы).
Необходимость и оправдание конкурса: а) фиксируется внимание на определен
ном задании, на определенных условиях и требованиях;
б) материальная заинтересованность — вопервых, и, во-вторых — уверенность, что пьесу к точно установленному сроку прочтут и дадут беспристрастную оценку, — эти моменты приведут к мобилизации пишущей братии, психологически облегчат писателю работу.
Вне и без конкурса автор не поверит в суд скорый и нелицеприятный: уж боль
но „густы разговоры“ о „театральных юпитерах“, многие месяцы держащих взя
тую для просмотра пьесу. — и не всегда есть гарантия, что возвращенная пьеса действительно читалась — читалась без пред
взятости или кумовства, без приспособле
ния к степени авторской известности или авторских связей.
Мы с каждым днем все ближе к зимнему сезону — и с конкурсом медлить нельзя.
СЕМЕН ГРИГОРЬЕВ.
P. S. Целесообразно, понятно, и такое положение: конкурс устраивают коллек
тивно художественный п/отдел Политпросвета, Художеств. п/отд. МОНО и театральная подсекция Гус а.