ТЕАТР и ЛЕВЫЕ

В эпоху революционного Sturm und Drang’a левые формы довольно глубоко внедрились в рабочий театр.
Причиной этого было то, что каждое художественное выступление рассматривалось с точки зрения всеобщей социальной пере
стройки. Везде новаторство было признаком революционности, — то же самое и в искус
стве. Дальше: только левый театр с самого начала крепко связался с революционной практикой, встав на позицию т. н. утилитаризма и агит-формы.
Политические события, которые были объектом лево-театральной агитации, были до
статочно глубоки и захватывающи для того, чтобы непонятность экстравагантности, оригинальность форм переставали быть препятствием для их длительного потребления.
Иначе говоря, левое театральное движение не сумело, не успело, да и не могло успеть завоевать рабочие массы эстетически, художественно перевоспитать их; его чисто формальное влияние было сравнительно сла
бо, разъяснительная работа была мала и захватила небольшой слой рабочих.
В результате, в настоящее время, по всем рабочим районам мы наблюдали сплошной отход к цитадели правого театра, к Малому, Коршу, драм-кружкам, к последней люби
тельщине, к бытовщине и натурализму, к луне, соловьям, к беседкам со вздохами и т. д.
Дело, здесь, очевидно, в следующем.
Советский Союз переживает период органического, частичного развития. Нет боль
ше ежемесячных, а то и еженедельных встрясок, бурь и революционных прыжков, массовых и внезапных действий, наступило относительное спокойствие, вернулись коекакие формы прежнего общества, человек сильнее связывается с бытом, меньше кипит в непосредственной целевой деятельности, он ищет теперь в искусстве отдыха, развле
чения, ухода от будоражащей его практики, возможности помечтать, посмеяться, радост
но поволноваться, пофантазировать, и все это обязательно по-старому—по - привычному. Вместе с элементами старого быта с новой силой возродились старые вкусы, преж
ние эстетические привязанности. И что в особенности важно, злободневное, голо
агитационное, больше не захватывающее, на очереди общие вопросы, т. н. „проблемы коллизии личности, культурные задачи широко -
ТЕАТР САТИРЫ Шарж Г. К. Холмского
Администратор Л. М. ТАНЕЗЕР.
го порядка, вопросы быта и мировоззрения, морали и сексуальной жизни. А сплошной театральной махине надоел, набил оскомину не входит в быт, даже в часы отдыха тя
нет в практику, которая давно уже пере
стала быть „поэзией , а превратилась в каждодневные, без перемен, будни. Хочется ветром стряхнуть с себя установку на действие, сесть в кресло и отдаться блаженно
му созерцанию сценической иллюзии, такой правдоподобной и такой приятной—какойнибудь драмы или комедии под Корша или под Малый театр—одной из тех тысяч мещанских пьес, которые сейчас, то в подно
вленном, то в неприкрыто-старом виде победоностно возвращаются на подмостки рабочих клубов в столице и в провинции.
Правда, поверхностный митинговый акт действительно не может уже удовлетворять ни одного пролетария, но тем не менее, когда левые театры пробовали брать широ
кие темы, и с ними они терпели и терпят решительный провал. Если раньше агитлевое принималось в некоторой мере от того,
С 11 августа демонстрируется всемирно известный боевик „Знак Зеро , с участием Дугласа Фербенкса. Знак Зеро шел в течение 6 месяцев подряд в лучших кино Европы.

РАБОЧИЙ

СОВРЕМЕННЫЙ

Кино-Арс