Рукописи, не принятые для напечатания редакцией, не возвращаются.

ТЕА

БЫТИЕ,

TEA

СОЗНАНИЕ

Наконец, координация театра с запросами рабочего класса и социальной рево
люции переходит из плана агитпропа, из плана теаидеологии в план теаэкономики. Орабочить репертуар — становится лозун
гом не идеалистическим, а материалистическим. Это нужно не только В целях дать рабочему нужную ему пищу и удо
влетворить принципиальные требования „театрального октября“. Это нужно — для обеспечения за театром прочной экономической базы.
Многие факты подтверждают растущее значение в теаэкономике „профсоюзного капитала“.
Театр МГСПС сделал хорошее лето. Но у него крупнейшая рабочая полоса.
Улучшение дел оперетты в значительной мере связано с удешевлением расценки мест.
То же нужно сказать об оперном деле в народном доме имени Либкнехта.
В Новой парке „первых рядов не покупают“, но „материальное положение театра хорошее“.
Итак, профсоюзный зритель — прочная экономическая база теапроизводства.
С этой точки зрения понятен „империализм“ Культ-Отдела МГСПС, который впитывает в себя театр имени Комиссар
жевской, приступает к организации революционного оперного дела, ведет пере
говоры относительно революционной оперетты и т. д.
Это — крайне показательно.
Не будем закрывать глаз на то, что профсоюзный зритель зачастую не обла
дает ясным и прочным классовым подходом к искусству.
Это — реже в отношении идеологии. Это — чаще в отношении формы.
Отсюда новая экономическая ориентация теапроизводства на этого зрителя
должна быть сочетана с расширением и углублением просвет - работы в области искусства в направлении классовом.
Но новая экономическая основа, которая намечается для театрального производства, ведет нас и к другим выводам большого общественного значения.
При такой экономической структуре репертуар и теапроизводство в целом дол
жны иметь ориентацию на рабочий класс и стало быть на революционную эпоху не только по мотивам и в плане агитпро
паганды, но и по соображениям здоровой и трезвой экономической политики. По
скольку мы идем к новому зрителю, не только в смысле объекта полит-просвет работы, но и в смысле источника финансирования дела, на голову ставится старая теаэкономика, которая в 1918 - 1920 годах вся стояла на дотациях и в 1921—1923 го
дах зависела от мещанского, интеллигентского и буржуазного спроса.
В этом есть, если хотите, своя диалектика, где роль тезиса играет рабочая государственная власть, антите
зиса — нэповская „общественная“ СТИXия и где синтез выльется в форму пролетарской общественной стихии.
И диалектика эта сулит перспективы, которые выведут из тупика ультра-интеллигентских исканий в идеологии и форме теапроизводства на вольный и широкий путь здорового и крепкого революционного искусства.

В. РУДИН