СТРОЙСЯ В РЯДЫ!

Драматург былого времени давал героя, его интересовала личная драма этого героя, в разрезе которой освещалась и общественная жизнь. Дра
мы Ибсена - характерный образец такого подхода. Если автор и пытался отойти от личной драмы, дать подлинно-общественную характеристику, то он человека конкретного подменял абстрактным и преподносил нам трагедию человека вообще, якобы вне пространства и времени, как это сделал в свое время Леонид Андреев в своем «Океане» и в своем «Человеке». И все же дело кончалось тем, что перед нами торчал в своей малю
сенькой трагедии все тот же мещанин, отрезанный от групповой социальной жизни и задыхающийся в душной атмосфере социальных противоре
чий; логический конец для тех, кто живет в отрыве от общественной коллективной борьбы.
А было время, когда индивидуальная драма являлась социальной зарядкой, когда она выражала и вскрывала глубочайшие истоки общественных движений. Это было связано с ростом и расцветом промышленной буржуазии, которая расчищала дорогу индивидуалистическому капита
листическому хозяйству и сметала с своего пути не укладывавшиеся в рамки нового времени остатки феодального строя. Герой, противопоста
вленный толпе, побеждающий или побеждаемый в борьбе с темными силами, бросающий вызов земле и небу наперекор стихиям и самому есте
ству вещей, дожил почти до наших дней. Нам не к лицу эта нездоровая романтика. Сам капиталистический мир уже сдвинулся с этих рельс. Mогущественные концерны, картели, гигантские об
единения мирового капитала в борьбе друг с другом и в общей их борьбе с организованным проле
тариатом—плохая почва для такого рода героев. Герой нашего времени — социальный коллектив. Индивидуальная личность живет в художествен
ном произведении постольку, поскольку она является органическим выразителем этого коллек
тива. Вот почему так трудно даются современным драматургам их «герои». Чтобы дать такого героя, мало познакомиться в реальной жизни с реальным человеком, надо понимать социальные пружины этой жизни, уметь увязать личность не только с волной, на которой она всплыла, но и со всем потоком событий нашей бурной эпохи.
Ясно, без широкого образования, без понимания классовой борьбы и вне марксистского метода в ее освещении современный драматург никогда не поднимется над уровнем посредственности.
Но ясно, что и актер не в состоянии будет дать подлинного художественного образа без та
кого же образования и понимания современной общественности. Дело не в том, хочет или не хо
чет актер, благонамерен он или неблагонамерен. При самых добрых желаниях
и даже при пра-вильной целевой установке, автор, художник и актер не в состоянии подняться на высоту художественного творчества, не вооружившись пони
манием того зрителя, с которым они имеют дело, не проникшись психикой этого зрителя и не заразившись динамикой нашего времени.
Стоит вспомнить недавние провалы и успехи спектаклей и авторов, чтобы понять, насколько неизбежно для современного художника стать в ряды великой ленинской армии, вне которой он будет мертв и никому не нужен. Мы понимаем, как мало утешительного дает эта бодрящая точка зрения для представителей и выразителей отмирающей эпохи. Ничего не поделаешь, тут не наша вина и не их, а неизбежная логика историче
ского процесса. Кого то время еще пощадит, кого то отсеет и выбросит за борт. Тот, кто всеми си
лами будет стремиться не очутиться за бортом, прежде всего, должен проникнуться пафосом нашей эпохи, эпохи величайшего напряжения твор
ческих сил. Для современного актера интуиции мало, на одном нутре теперь уже не выедешь.
Нужен упорный труд, а главное, органическая единая увязка своего труда с трудом других.
Часто приходится слышать жалобы артистов, что, являясь полезными и ценными в том или ином спектакле, они не имеют «ролей»; современная пьеса сыровата и недостаточно художественно оформилась. Все это так. Но мы думаем,
что многие из тех, кто в коллективном спектакле является ценной силой, — на «ролях» большого советского драматурга не в состоянии будут вы
держать марки. Оно и понятно, в коллективе интуиция, как результат заражения социальным настроением, еще имеет свое значение. Именно в коллективе подрастают даже самые отсталые со
циально силы. Вот почему старые актеры должны в особенности ценить коллективный дух работы, а не наоборот. Если молодой актер, выросший в условиях советской общественности, про
шедший советскую школу советского искусства с трудом преодолевает трудности поставленной перед ним задачи при индивидуальном ее разрешении, то старый актер здесь неизбежно роко
вым образом терпит поражение, вопреки своему искусству И опыту, или, вернее,—благодаря им
Итак, собственный интерес художника требуе от него итти в ногу с временем, ибо великая цель искусства—художественно оформить социальный облик людей нашего времени, выразить стремле
ние широких масс, впервые вышедших на арену политической жизни, может быть осуществлена только солдатами ленинской армии.