В МОСКВЕ
В ГЛАВИСКУССТВЕ
* Главискусством выработано новое положение о художественно-политических советах госактеатров. В составе советов будут преобладать представители широ
кой советской общественности. Число членов совета не должно превышать 30 человек. Председателем совета будет не директор, а лицо, избираемое советом. Художественные советы будут постоян
ными рабочими органами театров, выделяя из своей среды комиссии экспертноконсультационного и планировочного характера.
* В Главискусстве состоялось совещание о создании кооперативного театра.
* Разрабатывается план театрального обмена с заграницей.
* Главискусство намерено провести всесоюзное соревнование драматических и музыкальных кружков города и деревни.
Соревнования сначала начнутся на местах, а затем — в Москве между лучшими кружками Союза.
* В Главискусстве получено письмо нар. арт. В. Э. Мейерхольда, в котором он указывает на тяжелое положение большинства театров, переживающих ре
пертуарный кризис. Для изжития этого кризиса и дальнейшего развития своего
театра, Мейерхольд считает необходимым установить теснейший контакт с новой организацией на нашем театральной фронте — ΤΡΑΜ‘ом.
Вместе с тем, Мейерхольд просит правительство ассигновать необходимую сумму на капитальный ремонт театра, ликви
дировать старую задолженность театра и разрешить выезд театра на сезон 1928— 1929 г. за границу (Германия, Австрия
Франция и Америка), выделив для этой цели некоторые средства.
Начальник Главискусства А. И. Свидерский считает, что попытки В. Э. Мейер хольда найти путь соприкосновения с ΤΡΑΜ‘ом нельзя не приветствовать, так как, несомненно, театр рабочей молодежи
таит в себе большие возможности. Что касается предложения В. Э. Мейерхольда разрешить его театру поездку за границу,
то принципиально против этого возражать не приходится. Но разрешение выехать за границу может быть дано только при абсолютной гарантии безубыточности этого предприятия.
ПЛАН РАБОТЫ ТЕА-КИНО-ПЕЧАТИ
4 августа в Главискусстве рассмотрен издательский план Теа-Кино-Печати на 1928—29 г., предварительно обсужден
ный при участии представителей Главполит-просвет. Гл. реперткома ЦК Рабис. КО МГСПС, ВЦСПС, ГАХН, Совкино, Межрабпом-Фильм, ОДСК и др. организаций. Главискусством план в основе принят и комиссии предложено устаноновить очередность выпуска изданий и прочие детали.
ГАСТРОЛИ Л. В. СОБИНОВА
Нар. арт. Л. В. Собинов приглашен в концертное турнэ по Сибири.
Концерты начнутся 15 августа в Омске. Затем намечены города Ново-Сибирск,
Бийск, Томск, Красноярск, Иркутск Верхнеудинск, Чита, Сретенск, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Никольск Уссур. Всего предполагается дать 22 концерта. Вместе с Л. Собиновым в концерте будут выступать: скрипач
М. Файнгет, артист Тифлисской и Киевской Гос. оперы баритон В. Девлет и пианист А. Макаров.
НОВОЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МА
ЛОГО ТЕАТРА
В настоящее время идет работа по обновлению электрооборудования Малого театра.
Для реализации полученной театром лицензии на ввоз аппаратуры на тридцать тысяч рублей В. М. Попов был командирован в Германию.
Самым главным и крупным аппаратом привезенным из Германии является регу
лятор и 84 реостата, находящиеся под сценой в железо-бетонном помещении.
Все управление освещением сосредоточено и здесь представляет собою как бы клавиатуру огромного органа, сидя перед которым осветитель видит сцену и управляет всеми четырьмя реостатами.

ШИШОВ И ЕГО ОПЕРА

Ив. Петр. Шишов — молодой композитор. Он родился В 1888 г. и окончил Московскую Филармонию по классу Корещенко В 1914 году. Начал писать с детства романсы на текст русских поэтов Пушкина и Лермонтова. В 1919—1921 гг. был консультантом по музык. части в
ПУР‘е, потом работал в Главполитпросвете и организовал симфонический оркестр из артистов ГАБТ для красноармейцев. В
1922 г. заведывал Моск. Народной Консерваторией, Музыкальным техникумом для слепых и преподавал. В 1924 г. написана
им симфония для большого оркестра в 4 частях, одобренная к изданию в Музсекторе. После этого писал романсы, мелкие оркестровые вещи, которые исполнялись неоднократно в концертах, по радио и заграницей. Оперу «Тупейный Художник» закончил в 1928 году.
«Тупейный Художник»,—так называется у Лескова рассказ о крепостном мастерецырюльнике Аркадии, который не хотел отдать графу Каменскому на поругание и позор своей невесты Любы. Заработав несколько золотых червонцев за свою ра
боту, он решил бежать с любимой девушкой через границу в румынский город Рущук, но был застигнут у попа, у которого хотел с Любой обвенчаться. Граф отдал Аркадия в солдаты и воспользовался
девственностью Любы. Аркадий вернулся с Турецкой войны свободным человеком, получив офицерский чин за храбрость
и приехал к графу, чтобы выкупить Любу, но был убит сторожем, у которого оста
новился ночевать. Люба же не выдержала испытаний и спилась. Но крепостникам пришло возмездие. Во время восстания крестьян усадьба графов Каменских была сожжена.
Таков сюжет рассказа, обработанного для оперы писателем Чуйко.
Музыка в опере очень удачно развертывает сюжет. В ней много новизны. Эпи
зодичность музыкального действия не напрягает внимания зрителя и легко вос
принимается. Характеры действующих лиц сделаны очень ярко и развиваются
художественно-логически на всем протяжении действия.
Построение музыки гротескно-лирическое. На переселении этих двух линий и развивается драматическая динамика.
Стиль композиции автора — русский, идущий от Мусоргского через шлифовку Дебюсси к современности.
Несомненно, на творчество автора повлияла пережитая им революционная эпоха, в которой он не оставался пассив
ным зрителем. Он искренно воспринял революцию, отчего его музыкальные характеристики так естественны, не придуманы, не размалеваны.
Опера молодого композитора вполне доступна пониманию широких масс.
С. ЛОПАШОВ
Ев. А. Беляев

К назначению директором Музыкальной студии им. В. Не

мировича-Данченко.

Для получения рассеянного света устанавливаются сто двадцать пять конусных ламп-снопосветов, которые благодаря специальным рефлекторам бросают очень яркий рассеянный свет и могут заменить собой софиты и бережки. Для концентрированного света применяются устанавливаемые линзовые аппараты.
Кроме снопосветов, линзовых аппаратов и специальных фонарей для освещения полугоризонта устанавливается также аппарат для проектирования облаков.
Этот аппарат очень интересной конструкции, снабжен двумя моторами, двенад— цатью объективами, линзами, зеркалами,
а внутри его помещена лампа в 6000 свечей. Весь аппарат весит восемь пудов и подвешивается на четырех стальных троссах над сценой.
Необходимо отметить, однако, что в наших условиях мы не можем перейти все
цело на новую аппаратуру, потому что имеется целый ряд старых постановок, для которых требуются и рампа и софиты, а кроме того старые привычные навыки художников заставят пользоваться и софитами и рампой.
В связи с установкой новой аппаратуры, много старой будет передано для оборудования филиала Малого театра имени Сафонова, а часть предоставлена Студии.
Вслед за переоборудованием аппаратуры несомненно возникнет необходи
мость увеличить количество электроэнергии, для чего потребуется увеличение кабеля, идущего от станции Большого театра. Эта работа, вероятно, будет осуществлена не раньше будущего сезона.
ТЕАТР ЗАМСОВЕТА
Коллектив артистов театра Замсовета окончил летний сезон и приступит вновь к работе с 15 октября Зимний сезон
откроется пьесой Гоголя «Ревизор» в постановке А. П. Петровского.
Состав труппы пополнился 10—15 артистами из числа окончивших в текущем году драматическое отделение ЦЕТЕТИС‘а. Кроме того объявляется конкурс на за
нятие амплуа молодой героини, гранкокет и инженю.
Из состава труппы вышли — Перемышлева, Владимирова и Чумаченко.
В репертуар театра включены — новые пьесы Ю. Болотова «История с географией», Л. Я. Циновского, Ан. Глебова и М. Яхонтовой. Еженедельно будут
даваться оперные спектакли труппой Большого театра и один спектакль в неделю труппа будет играть в клубах замрайона. Кроме того молодые режиссеры труппы (Елягин и др.) будут руководить постановкаим в местных клубах.